Винни-Пух для старшеклассника

«МК» разбирался в списках внеклассной литературы школьников

18 марта 2012 в 20:05, просмотров: 3513

Нынешние родители частенько жалуются, что дети совсем забросили книги. И если обязательную литературу еще читают — пусть кое-как, но все же, — то с внеклассным чтением постоянно возникают проблемы. И это неудивительно: многие произведения в списках не соответствуют интересам и возрасту ребенка. А иной раз родители просто боятся позволять читать своим отпрыскам рекомендованную литературу. «МК» узнал, что советуют читать детям и кто составляет эти списки.

Винни-Пух для старшеклассника
фото: Сергей Иванов

Если с произведениями школьной программы все понятно — список составляет Министерство образования, то вот с дополнительной литературой не все так просто. Например, школа, позиционирующая себя «учебным заведением для одаренных детей», рекомендует 7—8-классникам читать произведения Стругацких. «Обитаемый остров», «Пикник на обочине» — замечательно, хотя и рановато. С другой стороны, тем же детям советуют познакомиться с приключениями Винни-Пуха, любимца советской малышни. Неужели в рассказах о плюшевом медвежонке столько же подтекста и глубокого смысла? Поражает и другое сочетание: после «Соляриса» Лема дети читают сказку про цветик-семицветик. Где логика?

— Этот список составляла команда учителей, — объясняет Алла Демидова, учитель русского языка и литературы. — Фантастика включена в него, потому что именно она лучше всего усваивается детьми в этом возрасте. Мы отметили наиболее понятные и доступные школьникам произведения, чтобы не отпугнуть их сразу сложностью авторского текста. А «Винни-Пух» и другие сказки нужны для того, чтобы глаз не замыливался. К тому же на занятиях мы разбираем много интересной критики, которая делает разбор детской литературы гораздо интересней.

Часто школы расходятся в оценке одного и того же произведения. «Незнайку на Луне» одни ученики читают во 2-м классе, а другие — в 10-м. Но те, кто освоил эту повесть в 8 лет, вряд ли вернутся к ней в 18, чтобы переосмыслить корыстные схемы лунных бизнесменов. Или наоборот: в старших классах ученики могут не заинтересоваться похождениями сказочного коротышки.

Кто родил Афродиту?

На особом месте в списке рекомендуемой литературы стоят мифы Древней Греции. В одной из столичных школ ученики проходят их в 5-м классе и читают строго определенную книгу — адаптированный для детей вариант Куна. Другое учебное заведение, напротив, не считает нужным скрывать от детей аспекты жизни древних греков и предлагает второклассникам полный вариант мифов. Напомню, по этой версии, Афродита родилась вовсе не из морской пены, как завуалированно пишут «детские» авторы. Согласно аутентичному сюжету, богиня появилась на свет из половых органов бога Урана, которого кастрировал собственный сын. Да и сексуальные приключения Геракла заинтересуют детей совсем не стилем изложения.

— Сборники греческих мифов есть почти в каждом доме, — поясняет Ольга Сереброва, преподаватель литературы. — А так называемая полная версия относится к университетской программе, это своего рода специализированная литература, которую надо еще поискать. Но вообще, это наш недочет, нужно будет указать имя составителя сборника. Под полной версией мы имели в виду совсем другое: что дети должны читать все циклы мифов, а не какой-нибудь один.

Другое рискованное решение — рекомендовать к чтению «Декамерон». Учителя пошли разными путями: кто-то предложил его 7-м классам, кто-то — 9-м. Понятно, что не все ученики будут хихикать над проделками похотливых монахов. Но по-настоящему оценить произведение в этом возрасте смогут единицы. Для остальных классика Возрождения останется допотопной версией «Плейбоя». Это касается и «Золотого осла» Апулея: школьники пролистают описания быта и культуры в пользу сцены секса осла и благородной дамы. И читать будут с упоением, на радость ничего не подозревающим родителям.

Гарри Поттер — наше все

Отдельная тема — это произведения времен Великой Отечественной войны. Разумеется, детям нужно рассказывать о подвиге их дедов и прадедов. Вот только методы у педагогов сильно отличаются. И в итоге 11-классники засыпают над политизированными описаниями подвигов молодежи. А ученики третьего класса не могут заснуть после «Повести о настоящем человеке», находясь под впечатлением от страданий героя.

И это только те произведения, которые считаются классическими. Но гораздо чаще педагоги включают в детские списки современных авторов, ничуть не считаясь с их спецификой. И вместо указания на конкретный роман в списке внеклассного чтения есть только невразумительная пометка «по выбору». Например, книгам Акунина стоит отдать должное — но далеко не все из них подходят для третьеклассников. Кто сомневается, может перечитать красочное описание жертвы Джека Потрошителя. Обсуждение последствий подпольных абортов в одном из рассказов Улицкой ужаснет и взрослого, не то что неопытную пятиклассницу. А «Гарри Поттера» и «Властелина колец» пихают в списки чуть ли не дошкольникам.

Кружок «Пишичитай»

И все-таки внеклассное чтение потому и внеклассное, что результат никак не оценивается. В некоторых школах ученики ведут журнал, в котором отмечают все прочитанные книги, в других принято выделять один-два урока на устный отчет перед классом. Но если родитель посчитает, что его чаду пока рано знать об интимных подробностях жизни древних греков, то на оценках это никоим образом не отразится. Правда, для выявления спорных книг мамам и папам придется самим перечитать программу ребенка. Может, это и есть тайная цель учителей — такая вот неуклюжая попытка возродить традиции семейного чтения.

Комментарий психолога:

— Конечно, родителям стоит отслеживать, что читает ребенок, — объясняет ситуацию психолог Ольга Буланова. — И если в списке младшего или среднего школьника есть «Декамерон», то стоит уже пойти в школу и поговорить с учительницей, его рекомендовавшей. Учителя не всегда бывают достаточно компетентны в психологическом плане. Задача внеклассного чтения — не только расширить кругозор, дать навыки чтения, но и показать некоторые моральные аспекты. По одной из версий, чтобы заинтересовать ребенка, нужно предлагать ему любую литературу, но это явно не тот случай. Детская душа очень чувствительна и может быть серьезно травмирована.



Партнеры