Учебная неделя может сократиться на один день

Столичным школьникам дали пять

30 июня 2014 в 19:17, просмотров: 10338

В грядущем учебном году столичных школьников, возможно, ждет праздник. Дело в том, что столичные школы планируют повсеместный переход на пятидневную учебную неделю. До сих пор родители и школа тянули учебный процесс в разные стороны. Мамы и папы хотели лицезреть отпрысков не один, а два раза в неделю и были за пятидневку. Директора школ из-за большего финансирования шестидневки доказывали, что за пять дней программу не пройти. Но сейчас нормативы уравняли. Поэтому 30 июня на встрече со столичным градоначальником в гимназии №1409 работники образования с не меньшим пылом заверили Сергея Собянина, что перейти на пятидневку легче легкого.

Учебная неделя может сократиться на один день
фото: Наталья Мущинкина

 

Формально совместное заседание мэра с родительской и учительской общественностью было посвящено переходу школ на пятидневную учебную неделю. Однако начал его Собянин с результатов ЕГЭ этого года и с зарплат учителей.

Зарплаты, сообщил он, «вплотную приблизились к 70 тыс. руб. в месяц — такого у нас никогда не было». А вот из-за честности ЕГЭ отличников стало много меньше, и в том числе в Москве. Правда, в столице все же оказалось вдвое больше высокобалльников, чем в среднем по стране. А это, подчеркнул градоначальник, «доказывает, что все, что мы делали в образовании, дало положительный эффект».

Одним из последних «деяний» московских властей стало изменение с 1 января 2014 года нормативов финансирования пяти- и шестидневной учебной недели. Раньше за шестидневку школа получала примерно на 10 тыс. руб. в год на ученика больше, а потому надо не надо — стремилась учить детей и по субботам. Теперь все изменилось.

Правда, с обычными школами родители, не желающие дополнительных ранних побудок в выходной, худо-бедно справлялись и раньше. А вот лицеи, гимназии и спецшколы с углубленным изучением предметов, особенно иностранных языков, стояли насмерть. Если убрать субботу, уверяли они, в остальные пять учебных дней, особенно в старших классах, будет по 8–10 уроков. Ну а тем, кто особо упорствовал, предлагали перейти из гимназии в обычную школу — и разговоры о неучебных субботах стихали сами собой.

фото: Наталия Губернаторова

Теперь директора самых что ни на есть специальных школ уверяют мэра, что перейти на пятидневку им проще простого. В подтверждение они ссылаются на эксперимент, участие в котором приняли десять средних учебных заведений столицы, и называют среди главных плюсов пятидневки возможность детей больше быть в семье. Когда же Собянин поинтересовался судьбой часов, отведенных под иностранные языки, особенно если их несколько, его заверили, что «это позволяет сделать новый образовательный стандарт. Дети просто выбирают себе профиль обучения, что, кстати, впоследствии помогает им определиться и с выбором вуза».

Кое-кто, правда, признал, что «родители вначале беспокоились, что с переходом на пятидневку будет перегрузка с выполнением домашних заданий». Но потом, дескать, они увидели, как все здорово, и успокоились. Делать же уроки, по словам директоров, позволяют отнесенные на субботу дополнительные внеклассные занятия, а также «Университетские субботы» для школьников — московский бренд дополнительного образования, в рамках которого в школы приходят преподаватели вузов с рассказами о новейших открытиях в разных областях науки.

Отказ от провоцирования школы на растягивание учебного процесса — штука, конечно, хорошая. Однако картину благостного единодушия по поводу предстоящего перехода на пятидневку сильно подпортило решение завершить обсуждение в закрытом режиме — без присутствия прессы. Не знаю, что там за тайны не предназначались для ушей журналистов, но серьезные вопросы в отношении введения пятидневки в школах с усложненной программой обучения действительно есть.

Первое. Если новый стандарт предполагает передавать учащимся прежний объем знаний, то это — тот самый вариант с 8–9–10 уроками в день, о котором всего год назад говорили директора спецшкол. Но если этот объем станет меньше, чем элитарные школы будут отличаться тогда от обычных? Второе. Новый стандарт предполагает существенную свободу выбора программы главным образом в старших классах —10-м и 11-м. А что будет с нагрузками семи-, восьми- и девятиклассников, к слову сказать, и сегодня немалыми? Третье. На новый стандарт, предполагающий свободу выбора предметов, старшие классы повсеместно перейдут лишь к 2020 году: пока это удел лишь избранных. Что будет с детьми до тех пор?

фото: Наталия Губернаторова

Плюсы пятидневки

— Ребенок больше бывает с родителями.

— Дополнительный день, когда он может выспаться.

— Остается целый день на кружки, секции, подготовительные курсы, репетиторов.

Минусы пятидневки (главным образом для школ с усиленными программами):

— Непомерная нагрузка с понедельника по пятницу (либо сокращение программы обучения).

— Существенное сокращение продолжительности сна с понедельника по пятницу.

— Невозможность заниматься дополнительным образованием в будние дни.

 

 

 

А КАК У НИХ

В США, как известно, нет единой системы образования — и каждый штат следит за этой сферой самостоятельно. В среднем учебный год длится в американских школах примерно 180 дней. Школьники учатся 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день составляет не более 6 часов (уроки длятся примерно с 8.30 до 15.30). Однако есть и те штаты, в которых введена четырехдневная школьная неделя. Она существует примерно в двух десятках штатов. Пятидневка есть и в Великобритании. Учебный день в британских школах начинается с 9.00 и заканчивается в 15 ч. 30 мин. При этом предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю, и школы Соединенного Королевства могут увеличивать учебную недельную нагрузку на свое усмотрение. А во Франции, к примеру, долгое время обсуждалась реформа, которая должна была определить продолжительность учебной недели. В итоге в 2008 году была введена четырехдневная неделя. Правда, позже ее длительность была увеличена с четырех дней до четырех с половиной. Если говорить о Германии, то в начальной школе и на младшем среднем уровне уроки проходят с 7.30–8.30 до 11.30–13.30. Бывает, что занятия проходят с понедельника по пятницу или с понедельника по субботу… В начальной школе количество рабочих дней увеличивается с 18–23 в первом классе до 24–27 в четвертом классе в зависимости от региона. При этом один урок длится 45 минут. Необходимо отметить, что в то же время в большинстве западных стран, имеющих пятидневную или четырехдневную учебную неделю, получение среднего образования занимает 11 (как в Британии) или 12 лет (как в США).

 



Партнеры