10 минут на пациента. Минздрав требует сократить время приема больных

Доктора рискуют стать жертвами собственных приписок

1 июля 2014 в 16:52, просмотров: 26130

Прием у терапевта районной поликлиники — особый аттракцион. Вас постоянно перебивают, просят говорить быстрее, раздеваться, как в армии. Во время одного из последних визитов врач даже не взглянула на меня, бегло послушала легкие и потом что-то долго писала в карте. Как я потом прочитала — о том, что давление мое 120 на 80, частота сердечных сокращений 60 ударов в минуту, миндалины чистые, а температура тела не выходит за пределы нормы. При том что ни давления, ни ЧСС, ни температуры мне никто не измерял, а в горло никто не заглядывал.

10 минут на пациента. Минздрав требует сократить время приема больных
фото: Алексей Меринов

У каждого наверняка есть своя история о том, как невнимательно отнеслись к нему в районной поликлинике. Как не выслушали до конца жалобы, как формально осмотрели и так же формально выписали рецепт — вполне возможно, что неправильный или ненужный.

А что еще остается врачам, которые действуют в рамках утвержденных Минздравом нормативов и должны потратить на больного в среднем 12 минут? За это время нужно успеть и диагноз поставить, и лечение назначить. Наверное, надо быть медицинским гением, чтобы так суметь. Но гениев в наших поликлиниках, увы, немного.

О том, что от дурацкого норматива времени приема у терапевта давно пора отказаться, врачи говорят давно. Ну, если не отказаться, то увеличить его по меньшей мере вдвое. Но вместо этого Минздрав предлагает его... сократить. Оказывается, эксперты министерства провели некие исследования и выяснили, что в среднем терапевт тратит на первичный (!) прием пациента не 12, а... 10 минут! А детский участковый педиатр и вовсе обходится 9 минутами! Самое большое время на первичный прием пациента, согласно проекту «Отраслевых типовых норм времени приема одного пациента врачом-педиатром участковым, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)», собираются отвести врачу семейной практики (говорят, такие где-то есть) — 12 минут. Сейчас этот милый документ проходит общественную экспертизу.

Откуда, интересно, взялись такие цифры? Глава общероссийской Лиги пациентов Александр Саверский считает, что врачи стали жертвами... собственных приписок. «Согласно официальным данным Фонда обязательного медстрахования, до 30% содержимого в картах пациентов — приписки. Сегодня финансовое обеспечение медучреждений напрямую зависит от количества пациентов и объема оказанных медуслуг. Поэтому медицинские услуги «клонируются», пациенты дублируются. Не исключено, что, проведя ревизию, чиновники от медицины сделали ошибочный вывод о том, сколько на самом деле пациентов получают консультации врачей в поликлиниках. Посчитали-то не живых людей, а приписки», — говорит Саверский.

Если новые нормы одобрят, с врачей будут требовать повышенного плана по приемам. И те, конечно, станут осматривать пациентов еще более бегло и формально. Особенно детей, для приема которых чиновники почему-то хотят установить самые сжатые сроки. Где тут логика? Неужели поставить диагноз ребенку легче, чем взрослому? И почему чиновники не думают о том, что для маленьких детей любой поход к врачу — это стресс, и часто доктору приходится тратить много времени только на то, чтобы успокоить малыша? «За 9 минут осуществить первичный прием ребенка невозможно! — восклицает главный педиатр РФ, академик РАМН, директор Научного центра здоровья детей РАМН Александр Баранов. — Ужасно и то, что нормативы одинаковы и для поликлиники, и для клинико-диагностического центра, куда стекаются самые сложные случаи. Это нонсенс. Мы, например, тратим на одного ребенка минут по 40–50, иногда по часу».

«Взрослые» терапевты тоже в шоке от новой инициативы.

— Часто к терапевту обращаются люди пожилого возраста, у которых не одно, а несколько заболеваний. Число выписываемых рецептов в этом случае может достигать 10–12. Объединять всех пациентов в норму 10–12 минут, мне кажется, не очень правильно. Мы выступаем за дифференцированный подход в зависимости от возраста пациента, тяжести заболевания. Самое важное — верная постановка диагноза, чтобы врач не пропустил патологию, — говорит генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов, врач высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук Андрей Спасский.

фото: Геннадий Черкасов

Ассоциация врачей общей практики предлагает ввести совсем другие нормативы: для первичного осмотра ребенка — до 50 минут, взрослого человека, включая осмотр гинеколога, — 40 минут, повторный прием — 20 минут.

Ну а инициативу Минздрава многие врачи «не для прессы» называют «идиотизмом». «Ощущение такое, что с помощью сокращенного времени приема чиновники пытаются решить проблему кадрового дефицита. Врачей катастрофически не хватает, но пациентов-то меньше не становится», — говорит директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов.

Кстати, по данным Счетной палаты, дефицит врачей в России на январь 2014 года составил 208,7 тысячи человек. При этом 115,5 тысячи человек — это дефицит врачей в амбулаторно-поликлиническом звене. А еще в этом звене огромный дефицит среднего медперсонала, функции которого нередко приходится выполнять квалифицированным специалистам с дипломом врача.

— Нам катастрофически не хватает средних медицинских работников, и врач часто вынужден работать и за себя, и за медсестру, — рассказывает Александр Баранов. — За рубежом парамедики полностью готовят все для приема врачом пациента: собирают анализы, анамнез. А врач знакомится с данными, и ему многое становится ясно. У нас же врач часто выполняет функции медсестры. На педиатрах висит столько писанины! Участковый педиатр ведет 30 журналов — это полное безумие!

...Кто же выиграет от новой инициативы? Вероятно, страховые компании, работающие в системе ОМС: им станет легче контролировать работу медицинских организаций, чтобы оплачивать только регламентированное время врача. От которого, кстати, напрямую зависит зарплата специалиста. Это подстегнет последних разбираться с жалобами пациентов еще быстрее и еще формальнее. А значит, качество медицинской помощи снизится. В медкартах появится еще больше приписок. Врачи продолжат выдумывать сказки про артериальное давление и частоту сердечных сокращений пациентов, которых даже не касались, а иногда и в глаза не видели.



Партнеры