Итоги расследования ЧП в метро: вместо проволоки должен был стоять навесной замок

По удивительной случайности, проволока вылетела прямо перед мчащимся составом

В среду, 16 июля, СК РФ объявил о задержании двух сотрудников метрополитена, которые могут быт виновниками страшной катастрофы в тоннеле Арбатско-Покровской линии «подземки». По версии следствия, 66-летний дорожный мастер Службы пути Валерий Башкатов и его помощник, 43-летний Юрий Гордов грубо нарушили правила работы со стрелочным переводом, что и стало причиной трагедии. Подробности всех обстоятельств аварии, унесшей жизни 23 человек и ставшей следствием рокового стечения обстоятельств, выяснял корреспондент «МК».

По удивительной случайности, проволока вылетела прямо перед мчащимся составом

Чтобы понять, в чем обвиняют дорожных мастеров, нужно вернуться в начало прошлой недели — а именно в ночь на 6 июля. В это время на перегоне Арбатско-Покровской линии метро между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» проходил монтаж (врез) нового стрелочного перевода. Около 5.30, к моменту запуска первого поезда, он был завершен, и рабочим оставалось лишь выполнить регламентную работу — зафиксировать «стрелку».

Теоретически это делается так: вначале с помощью электропривода рабочие переводят рельсы в нужное положение. Затем их фиксируют — либо автоматически, с помощью того же привода, либо вручную, через систему закладок и замков (на перегоне между «Славянским бульваром» и «Парком Победы» действовала как раз она). Закладки — это обязательные элементы любой «стрелки», своеобразные Г-образные «защелки», плотно прижимающие переводной рельс к рамному. На каждом стрелочном переводе их две, при этом одну из них по правилам обязательно фиксируют навесным замком. Это нужно скорее для подстраховки — закладки вполне могут удерживать рельс в нужном положении и самостоятельно, но таковы правила техники безопасности.

Однако одними закладками и замками «система безопасности» стрелочных переводов в столичном метро не ограничивается: каждый из них входит в специальную электрическую цепь. Если зафиксированная «стрелка» неожиданно меняет свое положение, то цепь размыкается, и светофоры, установленные до нее, переключаются на запрещающие сигналы, тем самым предупреждая машиниста и пассажиров об опасности. Но и это еще не все — за стрелочными переводами в круглосуточном режиме ведется видеонаблюдение; все эти защитные меры практически сводят к нулю вероятность возникновения какого-либо ЧП. Однако один шанс на миллион, что что-то пойдет не так, остается всегда. Похоже, именно он и стал причиной страшной катастрофы на Арбатско-Покровской линии во вторник утром.

Первым «виновником» аварии стал навесной замок — единственный съемный элемент стрелочного перевода. Вероятнее всего, этот «предохранитель» рабочие компании, устанавливавшей замок, попросту забыли оставить на «стрелке» после завершения работ (где он по правилам должен находиться постоянно). Когда помощник дорожного мастера Юрий Гордов пришел подписать акт приемки «стрелки», то, переведя рельсы в нужное положение и закрепив их закладками, столкнулся с отсутствием замка. Почему? Может, рабочие решили, что замок — вещь нужная и пригодится, например, на даче? Или, выпив на радостях в воскресенье, забыли этот самый замок в чемоданчике? Возможно, в здании СК в Техническом переулке уже знают ответ на этот вопрос. Мы же можем только предполагать: на скамью подсудимых сядут гораздо больше чем два человека — и уже не из метрополитена («стрелку» монтировала сторонняя компания).

Зато понятно, что произошло потом. Видимо, Гордов решил, что поскольку замок — это своеобразная «перестраховка», то стрелочный перевод может обойтись и без него. Вместо замка «умелец» примотал закладки к рельсам проволокой толщиной 3 мм и на этом завершил фиксацию «стрелки». При этом рабочий в любом случае попал в объективы камер наблюдения — однако, по словам источника в столичной «подземке», если закладки эти устройства еще могут различить из-за их крупного размера, то замки или тем более проволоку приборы «увидеть» не в состоянии. Гордов, конечно же, хотел потом предупредить соответствующие службы о плохо закрепленной стрелке. Но ему, видимо, было недосуг. А мастер пути Башкатов, регулярно обходя тоннель и проверяя состояние стрелки, то ли не заметил проволоку, то ли предпочел отмолчаться вслед за коллегой.

С утра понедельника до утра следующего вторника по злополучному стрелочному переводу все время ходили составы. Надо сказать, что Арбатско-Покровская линия считается одной из самых проблемных в столичном метро: из-за огромной загруженности там очень часто курсируют поезда (на языке специалистов это называется «высокая парность»), которые, не справляясь с потоком пассажиров, периодически выходят из строя. Само собой, большой нагрузке подвергаются и рельсы — в том числе и стрелочный перевод между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы». Рельсы на нем начиная с понедельника фактически были зафиксированы одними закладками (само собой, удержать что-либо тонкая проволока не могла). В принципе эти «защелки» крайне прочны — но, очевидно, справиться с бешеным ритмом движения столичного сабвея им оказалось не под силу. Во вторник утром под воздействием вибрации они, очевидно, открылись, и рельсы разошлись прямо перед мчащимся поездом, из-за чего и произошла страшная авария.

Если бы на злополучном стрелочном переводе оказался замок или камеры в метро были бы совершеннее и проволоку на путях увидели заранее, катастрофы можно было бы избежать. Более того, разойдись рельсы чуть раньше — и все светофоры тоннеля моментально переключились бы на «красный свет», тем самым предупредив машиниста об опасности и сохранив жизни множеству людей. Однако этого не случилось.

Катастрофа в метро: комментарии очевидца

Смотрите видео по теме

Сюжет:

ЧП в московском метро: поезд сошел с рельсов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру