Хроника событий В Мосгорсуде изменили приговор осужденным за катастрофу в московском метро Приговор по крушению в московском метро был незаконен, считает адвокат Обвиняемые в крушении поезда в московском метро не признали вины На приговоре по делу о катастрофе в метро названы виновные Суд признал виновными обвиняемых по делу об аварии в метро

В учебниках ОБЖ для школьников появится глава о крушении поездов в метро

Но сейчас у детей нет навыков поведения при катастрофах под землей

17.07.2014 в 19:13, просмотров: 4152

С 5 по 11 класс детей в школах обучают основам безопасности жизнедеятельности на одноименном предмете, и за семь лет они проходят широкий спектр экстремальных ситуаций самого разного толка. «МК» попытался выяснить — готовы ли школьники к катастрофам, вроде произошедшей в столичном метро?

В учебниках ОБЖ для школьников появится глава о крушении поездов в метро
фото: Кирилл Искольдский

Основных линеек учебников ОБЖ, используемых сегодня в школах страны — две. Это «Смирнов-Хренников» издательства «Просвещение» и «Латчук-Марков-Маслов» от издательства «Дрофа». Обе линейки включают в себя учебники с 5 по 11 класс, а также разного рода вспомогательные брошюрки — рабочие тетрадки и прочее. Структура материала распределяется по годам примерно так — в первый год (5 класс) идут общие моменты, потом природные условия выживания, затем — техногенные ситуации, и венчают все это фактически элементы начальной военной подготовки у старшеклассников. Метро в учебниках фигурирует в 5 и 6 классах, плюс в 7-8 классах имеются разделы, посвященные поведению при терактах на транспорте, включая железнодорожный. «МК» полистал школьные книжки по ОБЖ., чтобы выяснить, способны ли эти поучения дать ребенку навыки, пригодные при аварии, вроде произошедшей в столичной подземке?

Первое, чему учит учебник ОБЖ пятиклассников применительно к метро — это стандартные правила поведения, которые раньше были повсеместно наклеены в вагонах — те самые «права и обязанности пассажира». Необходимо соблюдать осторожность на эскалаторе и в плотной толпе, не приближаться к краю перрона, не лезть на пути за оброненным предметом и не бросать банановые шкурки, посредством которых на рельсы может против своей воли отправиться случайный гражданин... В общем, все правильно, но при аварии поезда абсолютно бесполезно.

Касательно нештатной остановки поезда в тоннеле — учебники ОБЖ рекомендуют фактически то же самое, что звучит по радиотрансляции в составе - сохранять спокойствие, держаться за поручни на случай, если поезд без предупреждения тронется, и т. д.

А вот на тот случай, если поезд остановился с явными признаками аварии (удар о препятствие или впереди идущий состав, возгорание в тоннеле или вагоне, пробитый сваей потолок, как это было несколько лет назад на Замоскворецкой) конкретных рекомендаций нет! Можно, в принципе, частично использовать советы при пожаре/теракте на железнодорожном транспорте, которые в учебниках описаны, но в них совершенно не учитывается специфика метро - ни особенности тяги воздуха в трубе тоннеля, ни напряжение на контактном рельсе, ни приступы клаустрофобии, которые могут накрыть даже не страдавших этим ранее людей в вагоне или тоннеле.

Безусловно, когда удар столь силен, что люди мгновенно погибают в месиве искореженного железа, любые навыки бессмысленны. Но тем, кто получил лишь легкие травмы при падении, нужно знать, что делать, пока не появились спасатели, а вот этого-то в учебниках нет... Быть может, «апдейт» появится в последующих переизданиях?

Мы не планируем вносить какие-либо изменения (тем более экстренные) в учебники в связи с московской трагедией, поскольку на сегодняшний день материала о безопасном поведении в метро для учащихся вполне достаточно, и он соответствует возрастным особенностям школьников, - поведали «МК» в редакции издательства «Дрофа», занимающегося учебниками ОБЖ. - Данный материал изложен в учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс». О том, как вести себя при взрывах, описано в учебнике для 6 класса. В учебниках с 5 по 11 класс описано, как вести себя в метро, в частности, когда в тоннеле остановился поезд, как поступить, если школьник оказался на рельсах.

А вот в издательстве «Просвещение» нам рассказали, что, хотя пока в их учебниках есть только глава, посвященная терактам в метро, но они уже подумывают о том, чтобы в следующих изданиях дополнить её примером, схожим с ситуацией на Арбатско-Покровской линии:

- У нас такие изменения называются «конъюнктурными правками». В перспективе, думаю, мы учтем в переиздании учебников факты нынешней трагедии — после того, как все будет до конца расследовано, разумеется. Для подготовки рекомендаций по поведению в такой ситуации мы, разумеется, воспользуемся советами сотрудников МЧС.

Пока же в учебниках по факту нет главы «Действия при аварии электропоезда метрополитена в тоннеле», учителя могут (и должны!) провести урок на эту тему самостоятельно — ведь в концепции педагогической работы возможно (и приветствуется!) по собственному усмотрению расширить тот или иной раздел учебника, который дан, по его мнению, недостаточно. Разумеется, для подготовки урока нужно пообщаться со специалистами. В результате созданный учителем методический материал оперативно улучшит процесс обучения, а при помощи интернета его могут скачать и использовать все желающие коллеги.

Наши специалисты часто работают с образовательными учреждениями — рассказали «МК» в Центре по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России. - Мы готовы помочь учителям в создании уроков и методических материалов по безопасности, в том числе и в свете произошедшей катастрофы — для этого педагогам или директорам школ нужно обратиться к нам с письменным запросом.

Справка «МК»

На сегодняшний день такой вид общественного транспорта, как метрополитен, имеется в семи городах России. Помимо всем известных Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска в числе городов, обладающих подземными поездами, числятся Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань и Волгоград (где метро имеется не в классическом виде, а как скоростной подземно-надземный трамвай). Суммарное население этих городов, потенциально заинтересованное в том, чтобы их детей в школе научили выживанию при техногенных авариях в метро-поезде, составляет более 23 миллионов человек!

00:14

04:01

ЧП в московском метро: поезд сошел с рельсов. Хроника событий


Партнеры