Олимпиадное движение набирает обороты

Школьный спорт высоких достижений

Российская школьная сборная по химии вернулась с международной химической олимпиады в Баку с 2 золотыми и 2 серебряными наградами. Это большая победа, ей предшествовала огромная подготовка.

Зачем нужны российским школьникам олимпиады и какой ценой они даются — рассказывают профессионально задействованные в олимпиадном движении люди.

Школьный спорт высоких достижений
Фото: Миобрнауки.рф

— Главный мотиватор участия в олимпиаде — преференции при поступлении в лучшие вузы страны, — признает победитель международной олимпиады по биологии, московский школьник Артем Ломакин.

По его словам, работа по подготовке занимает почти все время — сборы, промежуточные турниры и много самостоятельной работы.

— На всероссийских олимпиадах очень много вопросов, которых вообще нет в школьных учебниках, — говорит Артем. — Приходится заниматься самостоятельно по вузовским учебникам. На международных олимпиадах задач меньше, но они сложнее. И практических заданий больше. А еще многое зависит от качества перевода: язык олимпиад — английский, а для нас переводит жюри.

Подготовка к международным олимпиадам — как в большом спорте: летние учебно-тренировочные сборы в течение 21 дня с тренировками по 7,5 часа ежедневно. Полезна ли такая нагрузка?

— Случайных детей в этом марафоне нет, — поясняет Артем Воронов, тренер сборной Россия по физике. — Чтобы попасть в сборную, надо победить во Всероссийской олимпиаде предыдущего года, пройти сборы, отборочные турниры и занятия с лучшими педагогами страны. Но важна еще и стрессоустойчивость, и спортивный характер — трудностей много. Вот, например, на недавней олимпиаде в индийском Мумбае у нас была резкая смена климата, разница во времени, специфическое питание и трудности перевода. Но я сказал ребятам: «Мы приехали побеждать!» И они послушно пользовались антисептиками, не ели ничего подозрительного — сосредоточились на победе.

Из Мумбая наша сборная под руководством Артема Воронова привезла 4 золотых и 1 серебряную медали — несмотря на то, что задачи по физике на 2 листах, изложенные на индийском английском, иногда было даже сложно понять.

Директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова говорит, что российское олимпиадное движение набирает обороты — скоро будет увеличено время на подготовку до 53 дней.

А вот наша сборная по математике впервые за последние 15 лет (школьное олимпиадное движение существует с 80-х годов прошлого столетия) вернулась без «золота». На вопрос, в чем дело, тренер, он же директор Президентского физико-математического лицея №329 Санкт-Петербурга Максим Протусевич, ответил, что в деле победы важно все, как и в спорте, — не только хорошо подготовиться, но и не перегореть. Важна также реакция родителей и мотивация со стороны тренеров.

— В математике традиционно лучшие — китайцы, — поясняет Максим. — За ними — Тайвань, Корея, Япония, в общем, тот регион. Как-то мы ради интереса определили лучшую сборную «среди некитайских команд». Ею оказалась сборная США. Где из 8 человек было 4 китайца, а также китаец руководитель и главный тренер. А знаете почему? В Китае по-другому мотивируют. Вот наши родители, если что-то не получается, успокаивают: ну ничего, в другой раз получится! А китайский отец говорит: ты опозорил наш род!

Руководитель сборной России по биологии Глеб Швецов — он же наставник «биологического» чемпиона Артема Ломакина, рассказывая о недавней олимпиаде в Дании, откуда его команда привезла 2 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую медали, уточняет:

— Наша сборная прочно занимает 5–6-е место в мире уже который год. Мы стабильны, но намерены продвигаться вперед. Нам очень помогает биофак МГУ и учебными материалами, и оборудованием. Конечно, Европа в плане современного оборудования нас опережает. В этот раз в Дании школьники впервые решали не на бумаге, а на планшетах — нам это было непривычно!

На вопрос, как участие в олимпиадах может отразиться на качестве образования школьника и ЕГЭ, специалисты ответили, что к ЕГЭ, как к измерителю среднего уровня среднего образования, олимпиады не имеют никакого отношения. Среднее образование и олимпиады соотносятся примерно так же, как оздоровительная физкультура и спорт высоких достижений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру