Призрак поезда с золотом нацистов бродит по Европе: реальный клад или легенда

Два кладоискателя утверждают, что нашли в Польше спрятанные немцами сокровища

Пропавший в 1945 году под Вроцлавом поезд с нацистским золотом и драгоценностями найден. Во всяком случае, так утверждают двое мужчин – граждан Германии и Польши. В обмен за информацию о суперкладе они хотят получить 10 процентов его стоимости.

Два кладоискателя утверждают, что нашли в Польше спрятанные немцами сокровища

Власти польского города Валбжых подтвердили, что к ним обратилась некая юридическая фирма, представляющая интересы двух человек, обнаруживших бронепоезд времен Второй мировой войны.

Люди, утверждающие, что нашли поезд, требуют гарантий того, что получат причитающееся им вознаграждение (а речь, будто бы, идет о 300 тоннах золота) – и только тогда обещают раскрыть его местонахождение. Как сообщается, один из этой пары имеет опыт поисковых работ и оборудование, позволяющее искать спрятанные под поверхностью земли объекты.

«Юристы, военные, полицейские, пожарные – все занимаются этим делом», – заявила представитель местной администрации Марика Токарская. По ее словам, в городе после войны не проводились работы по раскопкам, поэтому никто не может заранее предугадать, что удастся найти. Проблема в том, что власти настаивают на том, что они могут дать какие-то гарантии насчет вознаграждения не раньше, чем будут знать, где находится поезд и что в нем. Если это был военный поезд, то он может содержать боеприпасы, в том числе взрывчатые вещества, что представляет опасность. Кроме того, есть даже вероятность того, что поезд перевозил материалы, связанные с нацистскими исследованиями в области ядерной технологии. Есть также риск того, что если поезд был «запечатан» в туннеле, там мог скопиться метан, что создает опасность взрыва при раскопках.

Легенда о «поезде-призраке», в который немцы погрузили золото и драгоценности, живет в этих краях давно. Говорят, что поезд выехал из Бреслау (нынешнего Вроцлава) в мае 1945 года, перед тем, как в город вошли части Красной армии. После этого, якобы, поезд въехал в тоннель около замка Ксенж в польской Силезии – и исчез где-то в районе современной границы между Польшей и Чешская республика. По некоторым данным, в поезде могло находиться до 300 тонн золота. Как сообщает «Радио Вроцлав», 150-метровый поезд перевозил оружие, промышленное оборудование и некие драгоценности.

Попытки найти «золотой поезд» успехом не увенчались, что заставляет скептиков считать его выдумкой.

«Никто никогда не видел какого-либо документального свидетельства, подтверждающего существование такого поезда, – комментирует «Радио Вроцлав» слухи о кладе местная историк Иоанна Лампарская. – Какие-то люди уже искали этот поезд, повредив в процессе пути, но ничего так и не нашли. Однако легенда захватила воображение». Тема спрятанных нацистами на территории Польши сокровищ нашла отражение в польской массовой культуре – можно вспомнить, например, фильм «Последний свидетель» (1970) со Станиславом Микульским в главной роли.

Как отмечает британское издание The Daily Mirror, нацисты действительно использовали зимой и весной 1945 года поезда для того, чтобы перевозить ценности из районов, где наступали войска Красной Армии и западных союзников. В частности, нацисты отправили из Будапешта в Германия десятки вагонов, заполненных золотом, серебром и предметами искусства, конфискованными у венгерских евреев. Эти грузы оценивались в сумму до $200 млн. Такой поезд был перехвачен американскими солдатами, которые, как показало позже расследование, часть грузов присвоили себе.

Случались ли в прошлом находки столь габаритных кладов?

В первую очередь на память приходит, конечно же, случившаяся три года назад история в Петербурге, где при реконструкции старинного особняка Нарышкиных рабочие обнаружили замурованную потайную комнату, заполненную драгоценной серебряной посудой, статуэтками, вазами... Там насчитали в общей сложности несколько тысяч артефактов.

Другая история относится к первым послевоенным месяцам, когда специально созданная поисковая группа нашла в одном из горных районов Германии в заброшенной каменоломне неподалеку от берега Эльбы оборудованное там гитлеровцами секретное хранилище, куда они вывезли сотни картин знаменитых живописцев из коллекции Дрезденской галереи (в том числе и «Сикстинскую мадонну» Рафаэля).

Обе эти истории абсолютно реальны и подтверждаются официальными документами. Но есть и другие – о которых известно лишь из рассказов очевидцев и «причастных лиц».

Вот, что сообщил «МК» в свое время один из читателей газеты, назвавший себя Вильгельм Кайзер: «Не так давно мои друзья, увлекающиеся поиском тайников, обнаружили в подвале одного из домов в высокогорной альпийской деревушке бункер, судя по всему, оборудованный нацистами на исходе войны. Там они спрятали награбленные в других странах художественные и исторические ценности. Люди, нашедшие этот «склад», попросили меня, как профессионального историка, помочь в атрибуции найденного, – естественно, на условиях полной конфиденциальности. Так что никакой географической привязки сообщить не могу. Судя по документам, которые я видел, устройство данного бункера – дело рук одного из высокопоставленных чиновников Министерства культуры Третьего Рейха, – человека, которому не чужд интерес к произведениям искусства, склонного к коллекционированию. Спрятанное им в горах собрание награбленных ценностей весьма пестрое. Часть предметов явно русского происхождения, скорее всего они были вывезены в первые годы войны откуда-то из оккупированных районов страны: картины Коровина, Сомова, Бурлюка, Бенуа, даже Репина, памятные медали царского времени (некоторые из них являются большой редкостью, были изготовлены буквально в нескольких экземплярах)... Обнаружились в этом «схроне» и полотна, на которых подписи известных западноевропейских художников – Ван Гога, Гогена, Пикассо... Судя по выявленным индивидуальным приметам, могу предполагать, что одна из картин, – на ней изображен старый еврей-ростовщик, прижимающий к груди мешок с деньгами, – принадлежит кисти Брейгеля. Исследования еще продолжаются, но об авторстве этого знаменитого мастера уже можно говорить вполне определенно.»

Еще об одном случае заставляют вспомнить сегодняшние польские новости. История эта произошла в середине 1960-х в Прибалтике. Была спроектирована трасса новой автодороги. Согласно проекту, она проходила по задворкам одной из деревень, не трогая ничьих построек, только кусок самого крайнего участка оказался в зоне, где предстояло сооружать дорожное полотно, и на этом «пятачке» находился крестьянский погреб. К хозяину заранее пришли представители строительной организации, объяснили ситуацию и предложили: укажите другое удобное для вас место, и наши рабочие совершенно бесплатно построят там новый погреб. Но абориген категорически отказался. На протяжении нескольких дней его пытались уговорить, объясняли, что старый погреб, все равно, придется сломать, однако крестьянин ничего и слышать не хотел. Кончилось тем, что строители решили действовать с позиции силы: в один прекрасный день к злополучному участку подогнали бульдозер, экскаватор... Хотели предупредить хозяина о начале работ на его участке, но того нигде не было, – дом стоял пустой. Перед тем, как пустить в ход тяжелую землеройную технику, рабочие решили на всякий случай заглянуть в погреб: вдруг там остались какие-то хозяйские припасы, которые надо перенести в безопасное место? Однако зайдя в это подсобное помещение мужики ахнули от удивления. Обнаружилось, что на дворе крестьянском – вовсе не погреб, а замаскированный под него бункер. И в этом подземном бункере стоит немецкий танк! Бронированная машина оказалась полностью в исправном состоянии. После того, как разобрали перекрытие «погреба» и подготовили наклонную площадку для выезда из подземелья, оставалось только залить в бак горючее, поставить аккумулятор, снятый с трактора, – и чудище с фашистскими крестами на башне после нескольких десятилетий, проведенных в тайнике, своим ходом выползло на белый свет. Видимо, танк был спрятан еще в самом конце Великой Отечественной для возможного использования «лесными братьями», орудовавшими в этих краях после войны. Однако уточнить все обстоятельства появления столь необычного «клада» было не у кого: крестьянин – хозяин участка, исчез бесследно. По вполне понятной причине он ударился в бега.

Возможно, история, похожая на нынешнюю польскую, происходит и в современной России. Об этом «МК» узнал от специалиста в области кладоискательства Владимира Порываева.

– По моей информации есть человек – бывший достаточно высокопоставленный прокурорский работник, – которому каким-то образом стало известно место, где находится «схрон» с сокровищами, устроенный еще в XVIII веке, – рассказывает Владимир. – Это не просто «кубышка» или сундук, это казна – сродни тем богатствам, которые спрятаны в легендарных кладах Пугачева или Разина. Судя по имеющимся сведениям, речь идет о нескольких тоннах золота, драгоценностей, старинного оружия, спрятанных кем-то в старину. Реализовать втихаря такое богатство невозможно. Этот человек намерен действовать официальным порядком. Но вначале он решил заручиться гарантиями того, что, выдав «схрон», он получит причитающуюся ему по закону долю их стоимости. Однако все государственные чиновники, к которым он обращался, откровенно смотрели на него, как на шизофреника, и серьезный разговор вести отказывались. В итоге, потыкавшись без толку в «высокие» кабинеты, этот человек решил пока отложить решение данной «золотой» проблемы.

Между тем: Пока с «золотым поездом-призраком» в Польше вопросов больше, чем ответов, в Америке кладоискателям досталась вполне ощутимая добыча. Дайверы нашли на затонувшем три века назад, в июле 1715 года, у побережья Флориды корабле 350 испанских золотых монет. Как сообщает USA Today, клад оценивается в $4,5 млн. Часть монет – их отчеканили для испанского короля Филиппа Пятого – представляют чрезвычайную редкость.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26891 от 21 августа 2015

Заголовок в газете: Призрак золотого поезда бродит по Европе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру