Рост подписных тиражей отметили на самом высоком уровне

Медиафорум в Алуште собрал представителей власти, журналистов и общественных деятелей

19 ноября 2015 в 12:16, просмотров: 1853

«За последние годы мы впервые наблюдаем увеличение подписки на печатные средства массовой информации. По промежуточным результатам, с начала подписной компании на первое полугодие 2016 года по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года, рост подписки составил 2,1%», - эту новость сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин на открытии Всероссийского форума региональных средств массовой информации в Алуште.

Рост подписных тиражей отметили на самом высоком уровне
фото: Геннадий Черкасов

В своем выступлении Алексей Волин назвал два главных движущих механизма в развитии регионального рынка СМИ: формирование новых медиа и производство интересного контента. «СМИ должны постоянно работать над контентом, подпиской, взаимодействовать с местными властями, делать свои издания востребованными. СМИ, применяющие современные и неординарные подходы в работе, могут конкурировать и выигрывать в этой борьбе на медийном поле даже у изданий с более высокими бюджетами. Тенденция такова, что с рынка уходят средства массовой информации, которые придерживаются старых моделей работы, — сказал замглавы Минкомсвязи России. — В то же время электронные СМИ не могут заменить бумажные там, где бумага предоставляет дополнительные возможности. Если сейчас СМИ не перестроят свою работу, то окажутся в ситуации, когда будет поздно что-то менять. И не нужно надеяться только на государственную поддержку, она не может заменить деятельность самих СМИ».

Волин напомнил, что государство полтора года назад прекратило субсидирование подписки на печатные издания, таким образом успех подписки стал полностью зависим от взаимодействия "Почты России" и региональных СМИ.

И взаимодействие это весьма успешное. Во время последней Декады подписки, которая прошла с 15 по 25 октября во всех почтовых отделениях России, был достигнут высокий результат. За 10 дней почтовики оформили больше 2,2 млн подписок на периодические издания. По данным предприятия, это почти на 100 тыс. подписок больше, чем в аналогичную декаду, прошедшую в мае текущего года, и на 650 тыс. подписок больше, чем в осеннюю декаду 2014 года. Из общего количества выписанных изданий во время осенней декады подписки 2015 года 1,1 млн пришлось на центральные издания, 730 тыс. – на районные и 425 тыс. – на республиканские, областные и краевые СМИ.

Заместитель генерального директора по почтовому бизнесу Почты России Инесса Галактионова в своей презентации напомнила собравшимся, что в 2015 году предприятие направило на поддержку подписных кампаний свыше 1 миллиарда рублей. А еще Почта России - это 42 тысячи отделений связи по стране, 125 тысяч почтальонов, которые ежегодно доставляют около 1 млрд экземпляров подписных изданий 20 миллионам подписчиков.

- В рамках подписной кампании на первое полугодие 2016 года мы не поднимали тарифы ни на один из наших сервисов: ни на магистральную перевозку, ни на сортировку, ни на доставку прессы до почтового ящика. Мы сохранили все скидки для населения и издателей, - сообщила Инесса Галактионова.

Впервые в рамках октябрьской Декады подписки Почта России предоставила дополнительную 15-процентную скидку на доставку социально значимым СМИ, список которых подготовлен Министерством связи и массовых коммуникаций РФ по результатам консультаций с членами Экспертного совета по региональным печатным СМИ.

Во время октябрьской Декады подписки стоимость подписки уменьшилась для разных изданий в среднем на 100-150 рублей, - рассказывает Исполнительный директор "Социальной газеты" Татьяна Мельникова. - А для некоторых газет - например "Красноярского рабочего" - почти на 200. Что касается нашего издания, оно пока не вошло в перечень социально значимых, скидка составила 13%. И эти 13% мы за 10 дней с лихвой восполнили благодаря большому количеству подписавшихся".

- Эффект от октябрьской Декады мы, конечно, почувствовали. Если с начала подписной кампании на издание подписались 5 тысяч человек, то за десять дней - еще 2500! То, что Почта дает серьезную скидку, - реальное достижение, - говорит гендиректор Издательского дома "Крестьянин" Ирина Самохина.

"Только активное взаимодействие между Почтой России, органами государственной власти и издателями приводят к росту подписных тиражей изданий", - подчеркнула Инесса Галактионова.

- Безусловно, без совместной работы с почтовиками, если мы не будем тянуть в одну сторону этот тяжелый груз, ничего не получится, - говорит главный редактор газеты "Наше время" (Ростов-на-Дону) Вера Южанская. - Мы работаем с нашим областным отделением Почты очень плотно. Сейчас он налажен отлично. А следующий этап - наладить доставку.

Исполнительный директор "Социальной газеты" Татьяна Мельникова отметила, что в отличие от прошлогоднего форума на нынешнем присутствовали представители департаментов, занимающихся информационными технологиями. Журналистам было интересно, как перестраивать работу в соответствии с новыми веяниями.

- На форуме завязывались знакомства, участники обменивались опытом, - делится впечатлениями Татьяна Мельникова. - Представители печатных СМИ обсуждали «горячий» вопрос: выживут ли бумажные газеты и журналы?

- Были разноплановые выступления и остро поставленные вопросы. Например, много говорили, как жить изданиям в современной ситуации. Кто-то говорил, что печатным газетам скоро конец, с чем я, например, совершенно не согласен, - рассказывает заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Геннадий Кудий. - По поводу роста тиражей: было бы очень хорошо, если бы процесс пошел в обратную сторону. После отмены субсидий, которые имела Почта России, это важно. Большие успехи демонстрируют Татарстан, Воронежская и Липецкая области. Активно работают почтовики и издатели в Крыму, где российские издания до недавнего времени практически не были представлены.

Увеличиваются розничные продажи и в сельской местности.

Минкомсвязь России традиционно уделяет большое внимание вопросу, связанному с розничными сетями продажи печатных СМИ и до конца 2015 года подготовит второй рейтинг регионов Российской Федерации по обеспеченности киосками прессы. Первый такой рейтинг был опубликован в ноябре 2014 года.

Почта России в свою очередь реализует масштабный проект по поддержке российских печатных СМИ с помощью почтовой розницы. Предпочтение в реализации отдано востребованным у населения федеральным и региональным изданиям, социально значимым СМИ, которые имеют большое значение для информирования населения о событиях в стране и регионе.

В своем выступлении Инесса Галактионова привела свежие цифры о росте продажи газет в розницу почтовых отделениях. За первые 9 месяцев 2015 года, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, объем продаж газет и журналов в почтовых отделениях вырос на 8,7% и продолжает стремительно расти. Так, в июле 2015 года, по сравнению с июлем прошлого года, объем продаж вырос на 18,8%, в августе текущего года к августу 2014 года на 19%, в сентябре – на 21%.

Исполнительный директор Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы Вячеслав Керов подчеркивает, что подписка смогла подрасти именно благодаря тесному взаимодействию издателей, подписных агентств и Почты России. Большое значение в этом имела Декада подписки, которая привлекла подписчиков за счет сниженных подписных цен, так как порой скидка со стороны издателя на свою часть цены доходила до 35%, а Почта России» предоставляла скидку на почтовую доставку: 5% на федеральные и 10% на региональные печатные СМИ, а также 15% - для социально-значимых СМИ. "Такое существенное снижение подписной цены на ряд газет и журналов имело положительный эффект", - говорит Вячеслав Керов.

- В первый день в рамках форума прошло шестое заседание экспертного совета по региональным печатным СМИ "Формирование перечня социально значимых СМИ". Могли бы Вы рассказать о предварительных решениях совета и о новых векторах формирования списка и скидок? Какие задачи вы ставите перед собой в связи с избранием Вас исполнительным директором Экспертного совета? - спрашиваю у Вячеслава Керова.

- На прошедшем в Алуште заседании Экспертного совет мы в основном рассматривали вопросы, связанные со списком изданий, которым будет предоставлена 15% скидка Почты России на прием заказов от клиентов на подписку и на почтовую доставку газет и журналов. Первый список не мог быть полным, так как был сформирован в сжатые сроки, поэтому в рамках Экспертного совета было принято решение о составлении дополнительного (к уже существующему) списка, который дополнит ранее утвержденный Минкомсвязью России и будет действовать уже на весь период подписной кампании на второе полугодие 2016-го. Безусловно, в список включаются только значимые газеты и журналы, которые положительно влияют на воспитание подрастающего поколения, оказывают большое культурно-образовательное воздействие на жителей нашей страны. Это, прежде всего, издания детско-юношеской, научно популярной, общественно-политической и других направленностей. До конца ноября этого года дополнительный список будет полностью сформирован. Помимо формирования списка участники заседания Экспертного совета обозначили еще несколько задач на ближайшее время, а координацию их решения возложили на меня как на только что избранного исполнительного директора Экспертного совета. Это, прежде всего, вопрос о предоставлении издательствами обязательных экземпляров своих изданий, вопрос о наиболее эффективных датах проведения Декад подписки и др. А что касается списка изданий, упомянутого выше, то члены Экспертного совета должны постоянно отслеживать его состояние в связи с тем, что жизнь в медиаотрасли не стоит на месте – какие–то издания появляются, какие-то исчезают, какие-то газеты и журналы переходят из одной категории в другую.

- Как вы в целом оцениваете итоги форума? Что нового прозвучало?

- С каждым годом всероссийский форум региональных СМИ принимает все больший размах. В форуме принимают все большее количество участников. Пленарное заседание продлилось дольше, чем было запланировано, из-за многочисленных вопросов и внеплановых выступлений. В кулуарах шли оживленные дискуссии, переговоры, консультации, участники обменивались мнениями. По словам многих участников, прошедший форум, безусловно, "очень полезное мероприятие".

В форуме приняли участие больше 400 человек: медиаменеджеры, известные журналисты, представители федеральных и региональных органов власти, курирующих информационную политику, а также образовательных учреждений и различных общественных организаций.

Наряду с насущными "подписными" вопросами эксперты обсудили, как повысить эффективность региональных СМИ, усилить кадровый потенциал отрасли, решить проблему импортозамещения и другие актуальные темы.



Партнеры