Слияние школ и больниц сделают разумным

Если, конечно, осталось что сливать

Люди жалуются, что им непонятно, почему закрываются или объединяются социальные объекты — школы, больницы, центры культуры, — констатировал в Послании Федеральному собранию 3 декабря Владимир Путин. — В этой связи предлагаю правительству до 1 марта 2016 года подготовить методику оптимального размещения объектов социальной сферы в регионах. Не дело ездить к врачам за 100 километров!

Если, конечно, осталось что сливать

Безудержная «оптимизация» сфер здравоохранения и образования последних двух-трех лет, а называя вещи своими именами, насильственное сокращение количества учреждений социалки, поистине стала злым гением нашего населения. И что нанесло интересам людей наибольший урон — массовое слияние учебных или лечебных заведений, — вопрос праздный: так или иначе учатся и лечатся все.

Взять хотя бы систему образования. Если до начала оптимизации в России было более 60 тыс. школ, то сейчас осталось всего чуть более 40 тыс. Другими словами, количество средних учебных заведений по стране в целом сократилось на треть, а кое-где и того больше. В Москве, например, из каждых 3 школ фактически уцелела лишь одна, а место альма-матер заняли гигантские, с многотысячным «контингентом» образовательные холдинги, где никто никого не знает и знать не хочет.

А каково ездить «к своему врачу» на другой конец Москвы? Да ладно еще Москвы — здесь хотя бы есть метро и автобусы. А что делать на периферии, где «свои 20 копеек» в комфортность житья-бытья нашего человека вложили и транспортники, аккурат к началу «оптимизации» медсферы приурочившие отмену рейсовых автобусов и электричек? Неудивительно, что введение «оптимизации» социалки в мало-мальски вменяемое русло глава государства обозначил в одном ряду с задачами защиты от терроризма и поиском инвестиций в экономику.

Правда, радость по поводу президентской инициативы омрачает мысль: она запоздала, ибо все, что можно, у нас уже слито. Но главное даже не в этом, поделился с «МК» первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:

— За постсоветский период у нас было ликвидировано около 25 тыс. школ, причем в лихие 90-е годы — лишь 1 тыс., а все остальные в более благополучные 2000-е и 2010-е. Значит, проблема не в нехватке денег, а в механизме финансирования образования — нормативно-подушевом принципе, несущем маленьким школам неминуемую смерть. То же происходит и в медицине, только еще активнее: из имевшихся у нас 10 тыс. больниц сейчас осталось лишь чуть более 6 тыс.

Все это, по словам депутата, происходит не только из-за нормативного финансирования, но также и из-за бюджетных долгов регионов, достигших, по данным Общественной палаты, 2,1 трлн руб., а по информации думского комитета по бюджету — 3 трлн:

— Эти долги резко возросли после «майских указов» президента — хороших, но не подкрепленных средствами из федерального бюджета. А в своем нынешнем Послании президент вдобавок призвал не допускать дефицита бюджета выше 3%, даже если доходы не будут собраны в полном объеме. Это заявка на сокращение финансирования социальной сферы, хотя уже сейчас предполагается, что потери образования составят 53 млрд руб., а здравоохранения — 101 млрд. Так что совершенно не ясно, во что выльется призыв ограничить оптимизацию: в реальное ограничение или в ее продолжение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру