На Нобелевскую премию мира номинированы два советских генерала, ликвидировавших Чернобыль

Если комитет проголосует за них, россияне станут третьими лауреатами в этой категории после Сахарова и Горбачева

В список номинантов Нобелевской премии мира в этом году впервые попали два советских офицера, возглавлявших операцию по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-м году. Это Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Николай Антошкин и генерал-майор Николай Тараканов.

А, между тем, в конце прошлой недели Госдума тоже по-своему начала подготовку к 30-летней годовщине трагедии: депутаты предложили вернуть чернобыльцам льготы на санаторно-курортное лечение, которые у тех давным-давно отняли.

Если комитет проголосует за них, россияне станут третьими лауреатами в этой категории после Сахарова и Горбачева
Владимир Путин и генерал-майор Николай Тараканов, 2000 г. Фото из личного архива

Самая страшная техногенная катастрофа конца ХХ века сегодня почти забыта на фоне новых войн и экономических кризисов. Чернобыль кажется таким далеким, будто произошел не с нами. Собственно говоря, так оно и есть — и страна была другой, и люди другими.

«Но в круглую годовщину тех страшных событий все-таки захотелось напомнить миру, что если бы не герои, рисковавшие своим здоровьем, жизнью, если бы реакция на взорвавшемся реакторе превратилась в неуправляемую, последствия аварии могли быть непредсказуемы. Речь действительно шла о существовании человечества", - считает Сергей Комков, ученый, публицист, писатель, доктор педагогических и философских наук. Он является членом Международной академии наук Сан-Марино и Европейской академии информатизации (Бельгия), и поэтому имеет право предлагать свои кандидатуры на эту премию.

Именно он выдвинул Николая Антошкина и Николая Тараканова в лонг-лист.

К заявке на Путина отнеслись скептически

Кстати, в 2014-м профессор Сергей Комков предложил на Нобелевку кандидатуру Владимира Путина - тот был зарегистрирован в числе 278 претендентов. Но победила 17-летняя Малала Юсуфзай, обычная пакистанская девчонка, она ничего такого не совершила, просто очень хотела учиться, за что была расстреляна в упор талибами и выжила чудом.

«Понятно, что Нобелевская премия мира — это всегда и прежде всего политика», - объясняет Сергей Комков. Достаточно вспомнить того же Барака Обаму, заработавшего Нобелевку в первый год своего президента, или целый Евросоюз, ставший лауреатом в 2012-м.

В списке претендентов в разные годы значились Бенито Муссолини и Адольф Гитлер. Зато великий пацифист Махатма Ганди «пролетал» мимо, хотя номинировался общим числом 12 раз.

И до сих пор эту номинацию многие называют самой противоречивой и несправедливой.

«Да, решение о присуждении именно этой премии вещь весьма субъективная, принимают его всего пять человек — причем норвежцев. Это единственная нобелевская номинация, чьи лауреаты определяются не в Швеции, а Норвежским Нобелевским комитетом, он избирается норвежским же парламентом из числа только норвежских общественно-политических деятелей», - добавляет Сергей Комков.

Основатель этой престижной награды считал, что Норвегия, как страна чаще всего держащая внешний политический нейтралитет (на начало 20-го века), окажется абсолютно беспристрастной в своем выборе.

Кандидатуры россиян предлагали достаточно часто, но кроме Андрея Сахарова в 1975-м году (номинирован заочно: за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства) и Михаила Горбачева в 1990-м (за ведущую роль в мировом мирном процессе) чести стать победителем, честно говоря, никто из наших миротворцев так больше и не удостоился.

«Моя последняя заявка была принята официально, - говорит профессор Сергей Комков. - О чем мы получили уведомление. Я не знаю, что будет на этот раз, но когда я выдвинул на Нобелевскую премию мира Путина, к этому многие отнеслись довольно скептически».

Защиты у летчиков никакой не было

Сами же номинированные ветераны Чернобыля немало удивились своему выдвижению.

"Наверное, это уникальный случай, чтобы на премию мира предлагали военных, я такого не припомню", - прокомментировал «МК» 73-летний генерал-майор Николай Тимофеевич Антошкин, в апреле 1986-го года в первые десять суток после аварии он лично облетал зараженные территории, тушил реактор. Получил при этом огромную дозу облучения. В декабре 1986 года за этот подвиг Антошкину вручили Золотую Звезду.

«У них, летчиков, ведь никакой защиты не было, хоть бы листы свинцовые на дно вертолета какие положили», - вспоминает генерал-майор Николай Тараканов, второй номинант. Он командовал операцией по удалению высокорадиоактивных элементов из особо опасных зон АЭС.

«Мне сказали, руководить нужно из командного пункта. А он за 15 километров от станции. Разумеется, выехал на место. На 50-метровой высоте в третьем блоке ЧАЭС просидел более трех месяцев, затем — ​тоже лучевая болезнь, госпитали...»

В отличие от Николая Антошкина, Николаю Тараканову есть за что обижаться на советскую власть — правительственная комиссия по ликцидации последствий аварии, которую возглавлял зампред Совета министров СССР Борис Щербина, награду для героя «зажала». Сказался неуступчивый характер генерала.

«Меня подали в списки на Героя Советского Союза. Но при этом добавили, что крыша, дескать, не везде убрана чисто... Надо было стерпеть критику, а я накричал на руководство, так как мне показалось, что это нечестно по отношению к тем рядовым солдатам и запасникам, которые вручную убирали смертельное ядерное топливо. 3-4 минуты находились в самой зоне поражения».

Из списка на звание героя Тараканова убрали. «Потом, правда, подавали еще два раза, за землетрясение в Армении в 1988-м году, где я командовал спасением жителей, раскопкой завалов, хотели дать. При Ельцине тоже, потом при Путине, но так как-то и не сложилось», - разводит руками генерал. Он до сих пор не любит говорить об этом.

Теперь о них, героях Чернобыля, вспоминают только в дни юбилеев. 20 лет. 25. И вот уже 30. «Немного обидно, что пять лет назад, когда Медведев еще был президентом, он отправился отмечать эту дату на Украину, оставив наших ветеранов совсем без внимания», - не может сдержать обиду Николай Дмитриевич. Переживает генерал и за то, что у инвалидов-чернобыльцев почти не осталось льгот. Как-то незаметно их убрали, начиная с 2004-го, со времени монетизации «имени Михаила Зурабова» - «Зурабов, кстати, тоже прошел Чернобыль. Был тогда младшим научным сотрудником, - говорит Николай Тараканов. - Если бы я знал, что он потом с нами сотворит — лично бы отправил его на крышу саркофага. Это шутка, конечно. Хотя и очень обидно за все, что мы пережили тогда и что за это имеем сегодня».

За последние десять лет чернобыльцев незаметно лишили практически всех благ и привилегий — последнее новшество ввели буквально в январе, с этого года они станут платить не 50% от стоимости потраченной электроэнергии, как раньше, а половину от норматива потребления, что составляет копейки.

Правда, на днях в Госдуму был внесен законопроект о восстановлении права на ежегодное санаторно-курортное лечение для участников ликвидации — возможно, что к круглой дате депутаты этот закон и примут.

"Смне показалось, что такое отношение просто несправедливо, - заключает профессор Сергей Комков. - Мир забыл о тех, кто его спас. А должен бы вспомнить! Пусть хотя бы и таким образом, как выдвижение на Нобелевскую премию мира, справедливость должна быть восстановлена».

Ныне генерал Николай Антошкин возглавляет всероссийский Клуб Героев Советского Союза. Генерал Николай Тараканов пишет книги — их у него больше 30. Оба говорят, что Чернобыль снится им до сих пор — это ведь не просто событие, перевернувшее их жизнь, но и молодость.

Документы на выдвижение Николая Антошкина и Николая Тараканова официально зарегистрированы в Норвежском Нобелевском Комитете Мира, что подтверждено подписью его секретаря Бьёрна Вангена. Вручение обычно проходит в конце года в норвежской столице Осло. Размер премии на сегодняшний момент составляет чуть больше одного миллиона долларов.

Между прочим, в прошлом году Нобелевскую премию, но по литературе, получила белорусская писательница Светлана Алексиевич, написавшая как раз воспоминания-исповеди людей, переживших чернобыльскую катастрофу. Есть в ее книге и рассказ об Антошкине и Тараканове, правда, их фамилии и подвиги перепутаны друг с другом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру