Без евро, но с протоколом

Почему водители отказываются от оформления ДТП по цивилизованным правилам

16 марта 2016 в 18:58, просмотров: 2484

После того как Президент России Владимир Путин потребовал на недавнем заседании Госсовета как можно скорее перейти на массовое оформление незначительных ДТП по европротоколу (то есть без участия ГИБДД), страховщики и МВД немедленно сообщили о своей полной готовности работать по-новому. Хотя на самом деле это далеко не так!

Без евро, но с протоколом
фото: Геннадий Черкасов

В том, что МВД уже с 1 января 2017 года может легко самоустраниться от выездов на ДТП, сомнений нет. Однако после этого граждане останутся один на один со страховыми компаниями и их непомерной жадностью — и отказы в выплатах польются как из рога изобилия. Причем на вполне законных основаниях — по причине неправильно оформленных документов. Хитрушка в том, что гении от страхового бизнеса изначально смастырили процедуру оформления ДТП по европротоколу таким образом, чтобы человек, априори находящийся после аварии в стрессовом состоянии, обязательно ошибся при заполнении бумаг и, соответственно, не получил ни копейки. И он регулярно ошибается, не справившись, как правило, с заполнением пункта №16 бланка извещения «Обстоятельства ДТП».

— Люди при заполнении пункта №16 бланка извещения «Обстоятельства ДТП» либо проставляют галочки так, что возникает противоречивая информация, либо не указывают количество отмеченных клеток (последняя позиция пункта 16), — цинично констатирует глава профобъединения страховщиков Игорь Юргенс. Так же и по пункту №17 «Схема ДТП»: здесь водители нередко либо вообще не приводят схему ДТП, либо изображают лишь два автомобиля, упуская схематичное изображение окружающей местности, расположение относительно места аварии дорожных знаков, линий дорожной разметки, зданий, конструкций и так далее. Отсутствие же такой информации не позволяет страховым компаниям объективно оценить обстоятельства ДТП и, к сожалению, может стать причиной отказа в возмещении....

Почему констатация факта цинична? А вы попробуйте хотя бы повторить алгоритм действий, изложенный в предыдущем абзаце, не говоря уж о том, чтобы его запомнить и тем более применить на месте инцидента. Какой пункт? Сколько галочек? Какие клеточки? А если вместо трех дорожных знаков я укажу только два? А домов сколько рисовать?.. А ведь еще архиважно не забыть, что г-н Юргенс и компания в обязательном порядке потребуют «наличия двух пар подписей обоих водителей в п. 15 и п. 18 извещения о ДТП, что подтверждает отсутствие разногласий относительно причин и обстоятельств ДТП». Что, опять не запомнили? Ну, значит, точно будете ремонтироваться на свои...

Но вместо того чтобы максимально упростить «форму отчетности», страховые деятели туманно сообщают, что «в настоящее время действует группа по созданию специальных стандартов для распространения практики внедрения безлимитного европротокола». Да какая, к черту, разница, будут выплаты лимитированными или нет, если при таком подходе их в принципе крайне сложно получить? И немудрено поэтому, что в минувшем году лишь 18% попавших в ДТП граждан воспользовались европротоколом. При этом 7% из этого и без того мизерного числа автовладельцев, рискнувших жить по-новому, в возмещении ущерба было отказано. Неужели президент страны, поддержавший, кстати сказать, двукратное повышение стоимости ОСАГО, хочет, чтобы «отказников» стало еще больше?

Не менее странно выглядит и анонсированное МВД желание отказаться от выезда на мелкие аварии, мол, европротокол за нас поработает. Однако напомним, воспользоваться последним можно только при условии, если оба участника ДТП согласны с оценкой происходящего. Но даже в этом случае обойтись без инспектора ГИБДД нельзя, если пострадавший уверен, что понесенный им ущерб явно выше установленного европротокольного лимита (50 000 рублей для всей страны и до 400 000 — для столичного и питерского регионов). Но раз президент сказал — европротокол, значит, европротокол. И вот уже затейники из РСА и полиции предлагают несогласным самостоятельно добираться до ближайшего поста ДПС. Да вот незадача: постов этих по всей матушке России благодаря чудовищно неэффективной реформе органов внутренних дел по пальцам пересчитать. Их даже на вылетных московских магистралях ликвидировали. И поцарапав крылья под, скажем, Икшей, куда ехать-то? В Дмитров, Лобню, Солнечногорск или возвращаться в Москву? А что делать водителям, попавшим в переплет где-нибудь посередке Новой Риги? Про дальние веси и говорить не приходится.

...Спору нет, чем быстрее европротокол станет основным инструментом при оформлении ДТП, тем всем участникам процесса и окружающим станет легче. Но зачем загонять в него президентской палкой, когда для этого не создано элементарных условий и предпосылок. Ведь в итоге к грабительскому ОСАГО приплюсуется и вал отказов в компенсациях, и миллионы потерянных на поиски полицейских часов и километров.  

Александр РОСТАРЧУК,

шеф-редактор портала «АвтоВзгляд».



Партнеры