Инструктора лагеря «Сямозеро» Круподерщикова завтра могут арестовать

Родные юноши оправдывают его действия, эксперты считают: он должен нести ответственность

Прокуратура Карелии обжаловала решение городского суда Петрозаводска, который ранее отпустил на свободу инструктора лагеря «Парк-отель «Сямозеро» Валерия Круподерщикова по делу о гибели 14 детей в штормовую погоду на озере. 1 июля, в пятницу, Круподерщиков может быть помещен под стражу. Родные Валерия взывают о помощи и говорят о его невиновности. Однако эксперты считают: вожатый должен нести ответственность за происшедшее.

Родные юноши оправдывают его действия, эксперты считают: он должен нести ответственность
Валерий Круподерщиков сам чуть не погиб на Сямозере.

Тетя 19-летнего Валерия Круподерщикова, Оксана Смирнова, позвонила нам, чтобы рассказать свою версию случившегося.

- Оксана, как Валерий попал на практику в «Парк-отель Сямозеро»?

- Было два варианта: или за свой счет ехать в лагерь в Краснодаре или на Сямозеро. Семья у Валеры небогатая, денег парню на железнодорожные билеты наскрести не смогли. Кроме Валеры в семье - два брата, один закончил 4 класс, а второму только исполнилось 8 месяцев. Валера самый старший.

Папа у них работает в санатории «Кивач», в строительной бригаде, мама раньше работала в детском садике, сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. Семья живет в поселке Кончезеро, в Кондопожском районе. У них нет каких-то великих доходов. Хотя, Валера, по возможности, чтобы помочь семье, все-таки старался подрабатывать.

Он самый обычный деревенский мальчишка. Хулиганом никогда не был. Никаких приводов в милицию за ним не числится.

- Почему он решил поступать в педагогический колледж?

- Ему нравилось общаться с детьми. А тут представилась возможности поступить в колледж по целевому направлению от Кондопожского района.

После окончания учебного заведения Валера должен был вернуться работать учителем физкультуры в Кочезеро. У нас в сельской школе не хватает педагогов - мужчин. Учебу Валере оплачивало местное управление образование. С его родителями был подписан соответствующий договор, если бы Валера по каким-то причинам, ушел из колледжа, родители должны были бы вернуть все деньги потраченные на его обучение.

Валера успел закончить три курса, ему остается еще один год. Живет он в общежитии, на всем экономит. Учится хорошо, без троек.

- Он знал условия, в которых ему придется проходить практику?

- Сомнения у него, конечно, были. В прошлом году одна девочка из их колледжа проходила практику в этом лагере. Жаловалась на плохие условия, вечные походы. Она собрала свои вещи и досрочно уехала из лагеря. Из-за нее в этом году студентов начали всячески стращать, вплоть до того, что если они не пройдут практику, их отчислят.

Практика у Валеры должна была продлиться с 3 по 23 июня, 21 день, это - одна смена в лагере.

- Вы видели договор, который Валера подписывал?

- Они подписывали два экземпляра договора. Один оставался у руководства, второй экземпляр им обещали отдать, когда они приедут на смену. Но по факту ни у кого из приехавших на практику в лагерь студентов до сих пор нет на руках договора.

- Что он рассказывал о персонале лагеря?

- Почти весь персонал состоял из студентов, взрослых там было человек 10. Это в основном обслуживающий персонал — повара, слесаря, охранники.

- Кто из студентов стал инструктором, а кто воспитателем?

- Мальчишек-студентов записывали в инструктора, девчонок - в воспитатели.

- Что ваш племянник рассказывал про ту жуткую штормовую ночь? Ведь он мог отказаться выходить с детьми в непогоду на озеро.

- Он говорил: «Если бы я отказался, они все равно бы ушли с девчонками - воспитательницами. Как я мог бросить ребятишек и Люду с Региной?»

Заместитель директора лагеря Вадим Виноградов сел в более устойчивый, безопасный рафт, куда погрузили все палатки, рюкзаки, продукты. Там же оказалась студентка Регина. А Валера с Людмилой сели в одно каноэ.

- Почему на другом каноэ вообще не оказалось взрослых?

- Я не знаю, чем руководствовался Виноградов, когда так рассаживал людей .

Валера рассказывал, что когда они отчалили от берега, сильной волны еще не было. Вадим Виноградов отправил два каноэ вперед, а рафт еще некоторое время стоял, в него грузили все общественное имущество. Хотя по правилам они должны были идти в связке, страховать друг друга.

Когда поднялась волна, Валера позвонил Вадиму, тот распорядился, чтобы они гребли к берегу. Но волнение уже было настолько сильным, что дети были не в состоянии причалить, их начало относить на середину озера. Валера снова позвонил Вадиму, тогда тот сказал, чтобы они гребли к ближайшему острову.

- Почему они изначально не пошли вдоль берега?

- У них маршрут был спланирован так, что они должны были идти от одного острова к другому через открытое озеро.

Первым перевернулось каноэ, где были Валера, Люда и еще десять ребятишек. Они стали разворачиваться, менять курс к острову, волна ударила в бок лодки, каноэ перевернулось. Выпавшие дети стали хвататься за борт второго каноэ и перевернули лодку. Ребятишек волнами стало разбрасывать в разные стороны.

Валера собрал около себя всех, кого смог, они поплыли к острову. Когда ребята были уже около берега, Валера кинулся назад, чтобы спасти остальных. Двоих ребятишек ему удалось вытянуть на другой остров. Потом он в третий раз бросился в озеро, рассказывал: «Когда я, наконец, выбрался на сушу, буквально рухнул без сил, полчаса не мог не то что встать, даже пошевелить рукой и ногой». Валера говорил, что был уверен, что утонет, у него совсем не осталось сил плыть.

Когда ноги и руки стали теплеть, он встал, прошелся по острову, нашел четверых ребят, кому удалось спастись, нарвал лапника, соорудил ночлег. Ребята выжали одежду, легли рядышком. Так и грели друг друга всю ночь.

- Спичек у них с собой не было?

-У них не было ни связи, ни спичек, ни палаток. Весь груз остался в рафте. Валера рассказывал, что видел на соседнем острове ребенка, кричал ему, но дул шквалистый ветер, тот его не услышал.

- Когда их нашли?

- В 8. 30 они проснулись от того, что их пытались растрясти приехавшие за ними рыбаки.

- В каком состоянии сейчас Валера?

- Сильно переживает. Его же потом, в воскресенье, возили на опознание. Одного мальчика он так и не смог опознать, его было не узнать. Тела утонувших детей в непогоду бились об острые камни.

После опознания Валеру забрали в Следственный комитет. Мы ничего не знали, никто нам не сообщил об его аресте. Мы думали, что Валера утонул. Потом было заседание суда, Валеру освободили. Судья не внял доводам, что он может скрыться или начнет давить на свидетелей. После освобождения он жил у своей девушки Лизы, которая учится в том же колледже, сдавал экзамены.

Мы только успокоились, вроде было объявлено, что из студентов не будут делать «козлов отпущения». Теперь выясняется, что Регину и Люду отпустили, они проходят по делу в качестве свидетелей. Они были оформлены как воспитатели. Валера был инструктором. Его дело могут переквалифицировать на статью о причинении смерти по неосторожности...

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Инструктор детского лагеря Иван Петров:

- Мы внутри команды обсуждали эту ситуацию и считаем, что инструктор обязан нести ответственность. Именно он должен был оценить штормовую обстановку еще на берегу. Профессионал должен был увидеть надвигающуюся непогоду: по барашкам на воде, цвету воды.

В лагере в тот день, насколько мне известно, был другой инструктор, более профессиональный, который отказался вести детей по озеру. Валерий Круподерщиков мог поступить так же.

- С ними был заместитель директора лагеря Вадим Виноградов, который мог оказывать на парня психологическое давление...

- В экстремальной ситуации инструктор, невзирая ни на какие чины и звания, обязан принимать решение для обеспечения безопасности. Мы, например, если шли от острова к острову и видели изменение погодной ситуации, тут же, несмотря на то, что будет нарушен график передвижения, причаливали к ближайшему берегу. И решение, оценив обстановку, принимал именно инструктор, который потом связывался с базой.

Читайте материалы «Золотая Елена Решетова: как директор лагеря «Сямозеро» покорила Москву»

«Интересные связи Елены Решетовой: кто покрывал «Сямозеро»

Сюжет:

Гибель детей в Карелии

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27139 от 1 июля 2016

Заголовок в газете: Спас, чтобы сесть?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру