Российско-китайские университеты намерены потеснить англосаксов

МГУ вышел на глобальный уровень

В 20–50-е годы ХХ века российская система высшего образования подготовила тысячи китайских специалистов, включая четырех генсеков ЦК компартии КНР. В нынешних условиях нестабильности и резкого обострения международной конкуренции настало время не просто возродить сотрудничество обеих стран в сфере образования, но вывести его на качественно новый уровень. К такому выводу пришли участники форума ректоров вузов России и Китая «Стратегия российско-китайского научно-образовательного сотрудничества», прошедшего 5 июля на площадке МГУ им. Ломоносова.

МГУ вышел на глобальный уровень

На российско-китайском университетском форуме (по счету он пятый) много вспоминали о тесном сотрудничестве 50-х годов прошлого века и цитировали Конфуция, Мао Цзэдуна и Путина. Но открыли заседание студенческим гимном «Гаудеамус», который единственной из всего зала пела на латыни от начала до конца присутствовавшая на мероприятии Ольга Голодец, российский вице-премьер. К слову сказать, выпускница МГУ.

Если вспоминать историю, то первая школа русского языка в Китае открылась в 1708 году при императорской канцелярии в Пекине. Или взять университет имени Сунь Ятсена для китайских студентов. Он проработал в Москве с 1925 по 1930 год, и за это время подготовил около тысячи специалистов, включая четырех генсеков ЦК компартии Китая. Всего же в 50–60-е годы ХХ века в СССР обучались около 10 тысяч студентов из КНР. В 1957 году, напомнил ректор МГУ Виктор Садовничий, с ними в актовом зале Московского университета встречался приехавший тогда в СССР Мао Цзэдун. И высоко оценил образование, которое они получили в нашей стране.

В настоящее время в двухсторонние партнерские отношения вовлечены 200 российских и 600 китайских университетов, уточнил Садовничий. (Только его вуз имеет 62 договора о сотрудничестве с разными китайскими вузами, обучает около полутора тысяч студентов из КНР и открыл Институт Конфуция при МГУ.) Всего же, уточнила Ольга Голодец, между российскими и китайскими университетами заключено около 900 соглашений, «китайский язык в российских школах вышел на шестое место по популярности изучения иностранных языков. А с помощью китайских специалистов была быстро развернута модель сдачи ЕГЭ по китайскому языку. В свою очередь российские специалисты обучают китайских преподавателей русского языка». В общей сложности в России учатся сейчас 25 тысяч студентов из КНР, а в Китае — 17 тысяч россиян. К 2020 году решено довести взаимный обмен студентами до 100 тысяч человек.

Пришло время всеобъемлющего стратегического партнерства двух стран — в этом едины и китайские, и российские участники форума. В условиях международного экономического кризиса и попыток установить однополярный мир со стороны США и ЕС это более чем актуально, подчеркнули они:

— Совместными усилиями, используя самые передовые технологии обучения, мы должны повысить мощь наших университетов на международной арене, несмотря на обострение мировой конкуренции. Не будем забывать об ответственности Китая и России как крупнейших стран за происходящее в мире, — сформулировала сверхзадачу вице-премьер госсовета КНР Лю Яньдун.

Что же для реализации этой цели предложил форум, призванный, по словам Садовничего, «войти в историю отношений наших государств»? В глобальном плане вместе с экономикой и культурой направление образования должно стать частью международного проекта «Шелковый путь». В плане же двусторонних отношений на форуме были подписаны сразу пятнадцать соглашений о совместной деятельности университетов, центральным из которых, по словам Садовничего, стала Декларация о создании Ассоциации университетов России и Китая. Шесть таких ассоциаций — технических, медицинских, сельхоз- и т.д. вузов — уже созданы и всячески способствуют обмену лучшими достижениями в своих областях. Теперь же эта практика выйдет на принципиально новый уровень, убеждены все двести российских и китайских ректоров, собравшихся на форум в Москве.

Подключатся китайские коллеги и к обсуждению проекта рейтинга вузов, разрабатываемого сейчас в России с подачи МГУ. «Нынешние зарубежные рейтинги все однобокие. В основном они оценивают научные исследования, оставляя в стороне образование. А мы хотим построить рейтинг, оценивающий качество образования. В нем будет три раздела: мировой рейтинг, региональные рейтинги, национальный рейтинг. И всюду будет детально рассмотрено качество образования и роль университетов в развитии своего региона и всей страны в целом», — разъяснил Виктор Садовничий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27143 от 6 июля 2016

Заголовок в газете: МГУ вышел на глобальный уровень

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру