Смертники, атаковавшие ОМВД в Ставрополье, экономили на «поясах шахидов»

Завершено расследование дела о нападении террористов на Новоселицкий отдел полиции

Захваты полицейских участков в Ереване и Алма-Ате стали одними из самых обсуждаемых происшествий в СМИ на прошлой неделе. Между тем весной подобный случай имел место и в России. 11 апреля три террориста-смертника попытались захватить Новоселицкий отдел полиции в Ставропольском крае.

Напомним, все трое погибли, а жертв среди полицейских, к счастью, не оказалось. 22 июля Главное следственное управление СК РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу заявило об окончании расследования в отношении одного из соучастников террористов. Нам стали известны подробности этого дела.

Завершено расследование дела о нападении террористов на Новоселицкий отдел полиции
Трое террористов погибли. Жертв среди сотрудников полиции нет. Фото: youtube.com / Алексей Хорошилов

Как сообщили нам в ГСУ СК РФ по СКФО, по уголовному делу допрошены свыше 200 свидетелей, подозреваемых и обвиняемых; уже проведено порядка 170 оперативно-розыскных мероприятий и поручено провести еще 43, у 48 лиц отобраны образцы для сравнительного исследования; назначены 138 судебных экспертиз.

Установлены личности всех смертников. Один из них — житель села Китаевское Новоселицкого района Заур Акаев, которому незадолго до совершения теракта исполнилось 33 года. В январе 2016 года Акаев освободился из мест заключения, куда он попал в 2006 году за убийство и незаконный оборот оружия. В последнее время Акаев жил вместе с матерью и подрабатывал в фермерском хозяйстве сестры.

Вторым смертником стал сосед Акаева, 19-летний Исай Абдулатипов, ранее осужденный условно за кражу. У Абдулатипова не было матери, он жил с отцом и тремя сестрами.

Третий — 25-летний житель того же села Рамазан Хайбулаев. Из троицы он считался самым благополучным — проживал вместе с родителями, судим не был.

Следователи выяснили, что произошло утром 11 апреля. Троица, вооруженная «поясами шахидов», ручными гранатами и другими неустановленными взрывными устройствами, а также обрезом охотничьего ружья, предприняла попытку проникнуть в здание отдела полиции.

У входа один из нападавших совершил самоподрыв, а двое других метнули ручные гранаты в служебные помещения, после чего также привели в действие свои «пояса шахидов». Все трое погибли. Жертв среди сотрудников полиции и посетителей отдела, к счастью, не оказалось. Было повреждено лишь здание ОВД — частично разрушено крыльцо, деформирована входная дверь, осколками повреждены наружные стены здания и два кабинета — дознавателя и начальника отделения следствия, в окна которых влетели гранаты.

Один из свидетелей, начальник дежурной смены ОМВД, рассказал, что в день нападения он заступил на суточное дежурство в 8 часов утра и с этого времени находился в помещении дежурной части на 1-м этаже.

Примерно в 10 часов 09 минут полицейский услышал взрыв, произошедший у входа в здание. Он закрыл металлические ставни окна дежурной части, поднял личный состав ОМВД по тревоге, оповестил о произошедшем ГУ МВД России по Ставропольскому краю, после чего был введен план «Крепость» и началось вооружение личного состава.

Входные двери отдела полиции заблокировали, сотрудники заняли огневые позиции у окон кабинетов. Сам начальник дежурной смены вел наблюдение за территорией, прилегающей к зданию отдела, через окно дежурной части. Полицейский увидел двоих мужчин, одетых в темную одежду, один из которых распахнул куртку, под ней оказалась взрывчатка. Полицейский выстрелил, и в этот момент сработал «пояс шахида». Одновременно произошел взрыв аналогичного устройства на втором мужчине. А примерно через минуту дежурный услышал взрыв и со стороны кабинетов.

Взрывом повреждено здание ОМВД. Фото: youtube.com / Алексей Хорошилов

Как рассказал следователям начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, Акаев 19 января 2016 года освободился из мест лишения свободы, в связи с чем состоял под административным надзором. Утром 11 апреля он явился для отметки в служебный кабинет начальника, кабинет находится в отдельном здании, расположенном рядом с отделом полиции. Полицейский встретил Акаева примерно в 9.40 на выходе из кабинета и заявил, что переговорит с ним позже. Он попросил Акаева выйти на улицу и подождать, а сам направился в здание отдела. По пути он заметил, что Акаев пошел за ним.

Зайдя в отдел, в 10 часов 08 минут начальник стал разговаривать по телефону. Проговорив минут пять, он услышал звук, напоминающий взрыв. Затем прозвучал сигнал «Крепость», и полицейский побежал в оружейную комнату для получения оружия, в дальнейшем он слышал выстрелы и еще четыре взрыва.

Установлено, что террористы долго и тщательно готовились к нападению. Во время обыска в доме, принадлежащем родственникам Акаева, в селе Китаевское было изъято 9 кг аммиачной селитры, 26 заводских упаковок алюминиевой пудры, массой 50 граммов каждая, 2 стеклянные банки емкостью 3 и 0,7 литра с алюминиевой пудрой, 1 банка с гвоздями.

Хозяин торговой точки по реализации строительных материалов рассказал следствию, что в феврале 2016 года и в марте 2016 года Акаев приобрел у него определенные материалы — они стали элементами «пояса шахида». Незадолго до теракта, примерно 6 апреля, Акаев и некий незнакомый свидетелю парень приобрели в магазине 6 рулонов изоленты белого цвета и около 100–120 штук гаек с диаметром внутренней резьбы 12 мм.

Интересно, что, собирая элементы для «поясов шахидов», боевики считали каждую копейку. Так, видеозапись с камеры наблюдения в магазине «Автозапчасти» в Новоселицком подтверждает, что Акаев и Хайбулаев пытались приобрести более 100 колесных гаек — и при этом в магазине Акаев осматривал их, выложив 20 штук в два ряда на витрине. Однако от покупкиотказался из-за высокой стоимости.

Следствию удалось установить и привлечь к ответственности сообщников смертников. В качестве обвиняемых по этому делу сейчас проходят Геннадий Демченко и Тимур Шуанов. Согласно их показаниям, Демченко познакомился с Акаевым в колонии во время совместного отбывания наказания. После освобождения Акаев встретился с ним и Шуановым в Ставрополе и сообщил, что хочет приобрести пистолет. Демченко обратился к знакомым, у которых ранее приобретал сигнальный пистолет МР-371, переделанный под стрельбу боевыми патронами, с боеприпасами. Пистолета у знакомых не оказалось, и они предложили приобрести ручные гранаты, о чем Демченко сообщил Акаеву. В начале марта 2016 года Демченко и Шуанов приобрели 7 ручных гранат РГД и одну гранату Ф-1, перевезли их в село Китаевское, где получили от Акаева 80 000 рублей.

Что двигало террористами, рассказали следствию обвиняемые и свидетели.

По словам Демченко, Акаев собирался с помощью гранат отомстить сотрудникам полиции за привлечение к уголовной ответственности. А родственники Акаева рассказали, что во время отбывания наказания он начал исповедовать радикальный ислам.

Акаев высказывал ненависть к обществу из-за грехопадения людей и говорил, что после освобождения хочет выучить арабский язык, поехать в Мекку и остаться там. Вернувшись после отсидки, он показывал на экране своего мобильного телефона видеоролики и фотографии о деятельности ИГИЛ (запрещено в России). После освобождения Акаев стал близко общаться с Хайбулаевым и Абдулатиповым.

Как сообщили «МК» в ГСУ СК РФ по СКФО, «следователями и сотрудниками УФСБ России и ГУ МВД России по Ставропольскому краю выполняется комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление иных лиц, причастных к указанному преступлению».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27158 от 23 июля 2016

Заголовок в газете: Смертники в Ставрополье экономили на «поясах шахидов»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру