Гостей Петербурга снова пустили к «проститутке»: неизвестное о крейсере «Аврора»

Старейший русский корабль не раз мог погибнуть от ударов вражеских судов и даже от рук террористов

Список действующих музейных экспозиций Петербурга пополнился новым-старым музеем – самым, пожалуй, «неформатным». После почти двухлетней ремонтно-восстановительной эпопеи ретро-крейсер «Аврора» вновь занял свое привычное место у Петровской набережной, и на его борт со среды открыт доступ посетителям. Нынешнее событие дает повод обратиться к более чем вековой биографии корабля-долгожителя. Среди множества «авроровских» фактов есть малоизвестные, позабытые или даже «заретушированные». Некоторые из них мы сегодня публикуем - благодаря исследователю истории флота Константина Корниенко.

Старейший русский корабль не раз мог погибнуть от ударов вражеских судов и даже от рук террористов
Фото — korabli.eu

Одним из ярких эпизодов в послужном списке крейсера является его «полукругосветное» путешествие с Балтики на Дальний Восток в составе русской эскадры во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. и участие в Цусимском сражении. Командующий эскадрой адмирал Рожественский имел крутой нрав и был весьма несдержан на язык. Одна из его привычек – давать прозвища вверенным ему боевым кораблям. Причем зачастую эти «клички» оказывались весьма забористыми, что не мешало адмиралу употреблять их публично перед чинами своего штаба, флагманскими сигнальщиками и вахтенными матросами. Писатель и участник той морской кампании А. С. Новиков-Прибой в своем документальном романе «Цусима» привел несколько примеров. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» у Рожественского проходил под «псевдонимом» «Идиот», старый броненосец «Сисой Великий» – «Инвалидное убежище»... По свидетельствам моряков эскадры в числе прочих получили прозвища и два крейсера с женскими именами – «Светлана» и «Аврора». Но если для первого из них адмирал придумал относительно безобидное имя – «Горничная», то «Авроре» от Его Высокопревосходительства достался куда менее презентабельный «титул» – «Проститутка подзаборная».

х х х

5 марта 1905 года, на переходе эскадры Рожественского через Индийский океан командир «Авроры» капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев записал в своем дневнике: «Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов (их купили молодые мичмана и лейтенанты во время стоянки у берегов Африки – ред.), которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел выскочить за борт и погибнуть.»

х х х

Среди аппаратуры, которой была оснащена только что вошедшая в строй «Аврора», было несколько настоящих (по тем временам) «чудес техники». Например, в числе оборудования для корабельного лазарета на крейсере имелась рентгеновская установка. Ее использовали для диагностики заболевших и раненных членов экипажа во время похода эскадры на Дальний Восток и после Цусимского сражения. Это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

х х х

После разгрома японцами эскадры адмирала Рожественского в Цусимском проливе уцелели лишь четыре наших крупных корабля, – в том числе три крейсера – «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», которые под командованием контр-адмирала Энквиста ушли далеко на юго-восток и были интернированы до конца войны на Филипинах. Вскоре после Цусимской трагедии эти моряки получили телеграмму от русского императора: «Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров «Олега», «Авроры» и «Жемчуга» за их честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй».

х х х

Во время 1-й мировой войны благодаря отлично организованной службе на «Авроре» вплоть до весны 1916 года не было, в отличие от других крупных кораблей Балтийского флота, ни одного случая массовых выступлений матросов с претензиями. «Братва» с других крейсеров и линкоров даже возмущалась: «Авроровские изменники, телохранители царские, идут против своих братьев-матросов, и потому их надо бить!» Ситуация изменилась, когда в начале кампании 1916-го «Аврору» направили в Петроград, в распоряжение Морского корпуса для обеспечения практики выпускников-гардемаринов. Такая «ссылка» из действующего флота «в тыл» отрицательно повлияла на настроение команды. Об этом писал командир крейсера капитан 1-го ранга М. И. Никольский в своем рапорте 7 июля 1916 года: « Настроение команды может упасть до того, что команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет на другую крайность, – и из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде». Капитан 1-го ранга тогда, в июле 1916-го, как в воду глядел.

х х х

Историческое баковое орудие «Авроры», из которого, согласно официально принятой в советские годы версии, был произведен выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, сгинуло скорее всего на просторах Нижней Волги. Осенью 1918 года «Аврора» с несколькими другими старыми кораблями Балтийского флота была выведена в резерв, орудия с нее по указанию наркома по морским делам сняли и большую их часть отправили в Астрахань, где их использовали для вооружения нескольких береговых батарей, а также плавучих барж-батарей. Еще несколько пушек главного калибра пригодились для вооружения батарей на рубежах под Петроградом. Впоследствии все эти артиллерийские системы были списаны и отправлены на переплавку. Нынешние «авроровские» шестидюймовки системы Канэ, выпущенные в начале прошлого века и однотипные тем, что стояли на «Авроре», удалось отыскать в арсенале в 1945 году, когда шло восстановление крейсера.

х х х

В первые послереволюционные недели и месяцы «Аврора», оказавшаяся в числе главных «действующих лиц» большевистского переворота, несколько раз подвергалась террористическим атакам контрреволюционеров. Например, в канун нового 1918 года на крейсер некие «доброжелатели» доставили угощение для матросов к праздничному столу. Продукты эти оказались отравлены. Впрочем, тогда обошлось без смертельных случаев, – лишь несколько человек из экипажа были госпитализированы. А еще через три месяца, 30 марта 1918 года, когда крейсер стоял у Английской набережной, какой-то неизвестный мужчина передал вахтенному матросу увесистый сверток, якобы найденный неподалеку. Сверток отправили «по команде» – вахтенному начальнику. Тот вместе со старшим артиллеристом корабля Б. Ф. Винтером исследовали непонятный объект и обнаружили, что это взрывное устройство с работающим внутри часовым механизмом. Морякам удалось обезвредить бомбу, вынув из нее капсюль-детонатор. Однако позднее при попытке показать командиру корабля принцип работы такого взрывателя старший артиллерист допустил ошибку, и в каюте прогремел взрыв, Винтер был тяжело ранен.

х х х

В 1919 году «крейсер революции» оказался на волосок от гибели. Во время наступления на Петроград контр-революционных войск Юденича, поддерживаемых английской эскадрой, командование Красной армии решило повторить на Балтике знаменитый стратегический ход черноморских моряков, затопивших свои корабли, чтобы преградить путь вражескому флоту в бухту Севастополя. В данном случае речь шла о защите подступов к Кронштадту. Безоружную «Аврору», которая тогда даже не могла самостоятельно двигаться из-за неисправностей в машинах, вместе с еще несколькими «инвалидными» кораблями отбуксировали на кронштадтский фарватер и ждали только сигнала об их затоплении. Однако ситуация на фронте изменилась для большевиков к лучшему, и топить корабли не стали.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру