Космос и Рождество: есть ли Бог у инопланетян

Ученые спорят: мог ли Господь оставить без милости иные миры?

Когда в вифлеемском хлеву родился Иисус Христос, в небе на Востоке появилась Звезда. Библия дает этому феномену свою интерпретацию, я — свою. Моя состоит в том, что космос как бы напомнил, что живые и мыслящие существа живут не только на нашей планете. Неужели мир только на Земле и только в человецех благоволение? Тем более, что ученые установили: вполне возможно существование жизни на десятках миллиардах планет. И это только в рамках Млечного пути! Ну, а если самих Вселенных множество, скажем, тоже миллиарды? Как тогда?

Ученые спорят: мог ли Господь оставить без милости иные миры?

Это, с одной стороны. С другой стороны, вполне логично допустить, что из этого триллиона созвездий ну хотя бы какой-то жалкий захудалый миллион обзавелся раньше земли мыслящими и верующими существами: Библии это не противоречит. Во-первых, Бог был всегда. А, во-вторых, он создал не только Землю, но и Небо. Таким образом вполне допустимы внеземные цивилизации, жившие миллиарды световых лет до нас.

С Богом-отцом они вполне координируются во времени и пространстве. В любом. Но вот о Боге-сыне этого никак не скажешь, поскольку он родился лишь 2016 лет тому назад. В космическом исчислении времени это даже не мгновение. Иисус Христос родился для того, чтобы умереть за наши грехи. Поскольку невозможно допустить (см. голливудские космо-блокбастеры), что все инопланетяне были святыми, то Иисус должен был взойти на Голгофу и за них. «Как мог Бог оставить всех внеземных существ в грехах!» — восклицает Джордж Койне, бывший директор Ватиканской обсерватории.

Джеффри Мерси, заведующий кафедрой поиска внеземных цивилизаций в Калифорнийском университете (Беркли), ставит, как минимум, гамлетовский вопрос: «Знают (знали) ли инопланетяне, существовавшие миллиарды лет назад, что 25 декабря 2016 года мы празднуем Рождество Христа?» Вопрос исключительно внешне кажется праздным. И даже вздорным. И он ставится не на засыпку теологам. В мае 2015 года папа римский обронил такую многозначительную фразу: «Если на площадь Святого Петра высадятся инопланетяне с Марса и попросят, чтобы я окрестил их, то я их окрещу». А упомянутый мною выше искатель внеземных цивилизаций Мерси говорит: «Беседы с инопланетянами о религии, возможно, откроют глаза человечеству на то, насколько обужена наша вера в Бога».

Профессор весьма любопытной науки под не менее любопытным названием «астротеология» доктор Тед Петерс рассуждает таким образом: «На Земле насилие и страдания результат дарвиновской борьбы за существование, которая сделала нас людьми. Если инопланетяне грешат, то они грешат как люди». Об этом наш астротеолог пишет в научном журнале Philosophical Transactions of the Royal Society за 2011 год. Там же он замечает: «Если инопланетяне похожи на нас, то вполне допустимо предположить, что они, как и мы, понимают двусмысленность добра и зла, с которой нам приходится жить». И мириться (это уже я, а не астротеолог Петерс).

Некоторые астротеологи идут еще дальше. А как быть с искусственным разумом, который, согласно футурологам, догонит и перегонит людей, сделав их существование излишним? — спрашивают они. — Что если искусственный интеллект заменит нас в качестве хозяев Вселенной? Христианские теологи вроде доктора Петерса, да и сам папа Франциск согласны в том, что искупление распространяется на все создания Божьи, включая даже нематериальный мир. «Как может Бог оставаться Богом, бросая инопланетян и искусственный разум в грехе? — спрашивает преподобный Джордж Койне, ныне священник-иезуит и заведующий кафедрой религиозной философии в Сиракузском университете. Он автор книги «Множество миров: Новая Вселенная, внеземные цивилизации и их скрытый смысл». Редактировал эту книгу известный астроном и бывший главный историк НАСА Стивен Дик. В этой книге Койне пишет: «Бог добр к нам. Почему ему не быть таким же по отношению к инопланетянам и искусственному разуму?»

В этом источник нескончаемых споров о том, умер ли Иисус на кресте «за весь космос»? За этим вопросом следует иной: «Или Сын Божий, или его метафизический эквивалент должен рождаться и умирать на каждой планете, где существует жизнь». (Научный публицист Деннис Оверби сравнивает этот вопрос со знаменитым неразгадываемым ребусом о том, сколько ангелов могут уместиться на конце иголки. Кстати, это не хохма, а глубокая философско-теологическая дилемма).

Обе альтернативы на поверхности смотрятся несколько, пардон, глуповатыми. Первая альтернатива снова превращает Землю в центр космоса и уже не только в пространстве, но и во времени, ибо Иисус умирает за тех, кто умер миллиарды лет тому назад, и за тех, кто родится спустя миллиарды лет после распятия Христа. Согласно второй альтернативе, в космосе происходят нескончаемые распятия, соответственно появлению людей или инопланетян на тех или иных планетах.

Разные теологи придерживаются разных альтернатив. Они их не смущают. В конце концов, власть Бога безгранична, и не нам ее измерять земным аршином. «Бог не связан историей или коммуникациями, — говорит доктор Петерс. — Космосу вполне хватает его одна-единственная инкарнация. Неужели вы думаете, что Бог трудится только для тех, кто получает электронную почту на этой планете?» Согласно доктрине доктора Петерса, «каждый, кто наделен чувствительностью, имеет благославленье Бога, не важно, знает ли он об Его существовании, или нет».

Упомянутый выше Деннис Оверби в поисках «научного и религиозного наставления» позвонил в Ватиканскую обсерваторию священнику-иезуиту Гаю Консолманьо, соавтору книги «Дашь ли ты благословение инопланетянам?» (Другой соавтор этой книги тоже иезуит Пол Мюллер). Кстати, полное название книги звучит так: «Дашь ли ты благословение инопланетянам и другие вопросы из почтового ящика астрономов Ватиканской обсерватории». (Оверби черпает свои знания исключительно из «первоисточников» — телескопов, и припавших к ним иезуитов).

Консоломаньо в течение десяти лет преподавал астрономию. Его специальностью были метеориты. Затем он ушел в религию и стал членом Иезуитского ордена. Тем не менее в 2013 году его наградили медалью Карла Сагана, которую выдает Американское астрономическое общество. Консоломаньо ответил Оверби, что Рождество для инопланетян было бы «прекрасной историей». (По Диккенсу? — М.С.) Однако у него нет иного ответа на поставленный ему вопрос. Но в этом, мол, как раз и заключается «весь фан». Затем последовал следующий диалог:

— Одно воскрешение или одна инкарнация выглядят абсурдом, хотя не противоречат Библии и статистике, — сказал иезуит.

— Но такой статистики не существует, — возразил публицист.

— Вот именно! — воскликнул, смеясь, иезуит.

Он объяснил публицисту, что вопреки бытующему мнению, религия как впрочем и наука, отнюдь не «завершенная книга». Наука, сказал Консоломаньо, «это то, что мы знаем лишь частично об истине. Религия пытается приблизиться почти вплотную к истине, которую мы не понимаем. Чем больше мы знаем, тем больше не понимаем. И это именуется прогрессом. Вызовом в жизни любой личности или особи является понимание истины другого, не отказываясь от своей».

Да, Консоломаньо это голова!

Доктор Мерси тоже голова. Он признает «многобоговую модель Вселенной». (Я пишу на разных языках — грузинском, русском, английском, немецком почти 80 лет, но слова «многобоговая модель» написал впервые лишь сейчас — М.С.). По Мерси, «в космосе достаточно места для нескольких истин, а не только для одной, если каждая планета имеет своего собственного Бога. И обитатели этих планет вполне могут верить в свои истины, как мы — земляне в свои».

Тут нам как раз пора вернуться к Звезде, появившейся с Востока в момент рождения Иисуса Христа, вернее даже, не к ней самой, а к рассказу фантаста-классика Артура Кларка «Звезда» (1955 год). В этом рассказе великий прорицатель будущего пишет о космической экспедиции на взорвавшуюся старую супернову. Экспедиция обнаруживает на ней остатки древней цивилизации, которые находятся в удивительной целости и сохранности. Дело в том, что обитатели этой суперновы верили и знали, что она скоро потерпит катастрофу и поэтому хотели сохранить ее историю для космических пришельцев.

Рассказ свой Кларк ведет от имени одного астрофизика — члена земного экипажа. И тоже иезуита! Он точно вычисляет время, когда катастрофический взрыв положил конец жизни на этой супернове, и также точно восстанавливает ее вид с земли 2000 лет назад. «Нет никакого резонного сомнения в том, — говорит Кларк устами своего героя, — что, наконец-то, решена древняя загадка. Хотя, о Боже, ведь существовало так много звезд, которые ты мог использовать. Какая была необходимость предать этих людей огню, чтобы символ их гибели светил над Вифлеемом?»

P.S. Не в меру внимательный человек может сказать, что он все это уже давно и где-то читал. И он будет прав, но лишь частично. Он, вероятнее всего, читал эти мои размышления в газетах или журналах, издающихся на планете Земля. Но читали ли их на миллиардах и даже триллионах иных планет?

С Рождеством всех вас – и с католическим, и с православным...