"Украла Айвазовского, Шишкина, Рериха": следователи разоблачили искусствоведа-мошенницу

Жертвами хитрой особы стали столичные коллекционеры живописи

Эта талантливая мошенница навела шороху в закрытом мире коллекционеров.

Обдурить четырех «акул» антикварного мира, граждан крайне недоверчивых и суперосторожных, на десятки миллионов рублей иной раз не под силу даже бывалым жуликам. А Светлане Путилиной (фамилия изменена), некогда известному искусствоведу, авантюра удалась. Расследование громкой криминальной истории, в которой замешаны картины великих художников Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Николая Рериха, длилось целых шесть лет! И лишь недавно аферистке вынесли суровый приговор.

Следователи Главного следственного управления МВД России по Москве к профессиональному празднику следователей, который отмечается сегодня, раскрыли «МК» эксклюзивные детали нашумевшего уголовного дела.

Жертвами хитрой особы стали столичные коллекционеры живописи
«Преображенское».

«Коллекционеры не любят выносить сор из избы»

Обывателям имя Светланы Путилиной ни о чем не говорит. Непросто найти информацию о ней и в Интернете. А вот в антикварной среде имя искусствоведа было на слуху. До поры до времени дамочка имела безупречную репутацию. Как исследователь публиковала научные труды. Давала консультации российским и иностранным арт-дилерам. А в 2009 году Росохранкультура даже выразила ей благодарность «за большую работу в сохранении культурного наследия России».

Поразительно, но специального образования у Бендера в юбке не было. Однако она могла умело пустить пыль в глаза, ведь кое-какие знания у нее имелись — благодаря им она не выглядела профаном в среде антикваров и могла поддерживать разговор на тему искусства. Любители старины Светлане доверяли — она грамотно втерлась в узкий круг общения коллекционеров. Под честное слово маститые собиратели отдавали ей раритеты ценой в миллионы рублей и советовали в качестве добропорядочного продавца-посредника. Наверно, это все было временной маской Светланы, под которой скрывалась истинное лицо авантюристки. Но обо всем по порядку.

Первой жертвой стал московский коллекционер, вице-президент Союза антикваров. Хозяин магазина на Ленинском проспекте познакомился со Светланой в 2006 году. Она стала почти что правой рукой. Антиквар поначалу верил коллеге как себе. История, которая показала дамочку с другой стороны, началась в сентябре 2007 года. Тогда коллекционер мечтал пополнить свою коллекцию картиной Айвазовского и передал аферистке 4 млн рублей без каких-либо расписок или иных документов. Почему не оформлялись договоры? Все просто: московский антикварный рынок по-прежнему в тени. Как это ни странно звучит, частные коллекционеры торгуют значимыми для России картинами на устных договоренностях, таким образом уходя от налогов.

«Женский портрет».

Затем в сентябре 2008 года антиквар выдал Светлане в конверте еще 4 млн 400 тыс. руб. — на приобретение картины Василия Верещагина и двух картин Александра Маковского. Передавая очередную крупную сумму, любитель живописи, конечно, интересовался, как там обстоит дело с покупкой Айвазовского. Пройдоха вешала лапшу на уши: мол, возникли сложности с экспертизой, надо подождать. И коллекционер искренне верил — как он объяснял следователям, всякий раз причины выглядели очень убедительно.

В декабре 2009 года он надумал продать работу Ивана Шишкина «Преображенское» (холст, масло, 35х5), написанную в 1896 году. Сам он оценил картину в 11 млн рублей. Поделился финансовыми планами со Светланой, а та заверила, что чуть ли не завтра продаст дороже. Не иначе сыграла на жадности. Коллекционер без тени сомнения вручил шедевр русской живописи. Картину аферистка кому-то продала в частную коллекцию. Как водится, без каких-либо документов. А потерпевший своих денег так и не увидел — миллионы Светлана присвоила себе. Вдобавок ко всему дамочка взяла у него взаймы 1,5 млн рублей. Терпение собирателя раритетов лопнуло в августе 2011 года. Скрепя сердце он пошел писать заявление в полицию. «Это поистине редкий случай. Коллекционеры живут в обособленном мире, не любят выносить сор из избы», — поясняет следователь. В настоящее время полотно объявлено в розыск (сам пострадавший умер в 2014 году, наследником выступает сын).

Исповедь обманутого антиквара

В итоге в полиции собралась толпа почтенных коллекционеров. Со скорбным видом они делились злоключениями. Вот о чем поведал один из них. Хозяин небольшой галереи планировал через Светлану продать часть коллекции — всего четыре картины (все написаны с 1897 по 1921 год). В мае 2010 года он передал посреднице полотна Александра Маковского «Женский портрет» (холст, масло, 54,1х44,1) и Рихарда Зоммера «Туркестанский мотив. Пейзаж с мечетью» (холст, масло, 42,5х34,5). В июне — картины Константина Горбатова «Купальщицы» (холст, масло, 37,5x50,5) и Сергея Виноградова «Крыльцо дома» (картон на оргалите, масло, 45x38). Галерист рассчитывал получить за все 7 млн 660 тыс. руб. Она клятвенно заверила, что до августа 2010 года выполнит задание. И в июле по телефону порадовала появлением «на горизонте» влиятельного покупателя, который якобы проявил интерес к работам, а вскоре, по ее словам, купил все полотна. Когда пришел срок расплаты, антиквар деликатно поинтересовался: мол, где деньги, Свет? Дамочка стала водить антиквара за нос. Каждый раз в телефонном разговоре заверяла, что клиент раскошелится чуть позже. Это продолжалось до октября. Тут уже разгневанный коллекционер почуял подвох, призвал к ответу и потребовал вернуть если не деньги, то картины. Светлана на это простодушно воскликнула: «Как же так! Они проданы!». А на резонный вопрос о деньгах сообщила о неких финансовых неурядицах. При этом вертихвостка сочиняла всегда разное: то покупатель перечислил миллионы на расчетный счет в банк и почему-то она не может их получить, то она сама все перечислила в другой банк, однако он тоже проблемный. В общем, дурила галериста с фантазией. Но он не был готов попрощаться с миллионами. Хотя ему очень не хотелось рассказывать о своей беде, антиквар написал заявление в полицию. Это не на шутку напугало Светлану — она предложила встретиться в кафе, где все-таки вернула две работы — художников Горбатова и Виноградова. Судьба оставшихся двух неизвестна.

«Крыльцо дома».

«Покупатель присматривается к картине Рериха, как к костюму»

До того как криминальная суть дамочки стала всем понятна, другой коллекционер неосмотрительно попросил ее помощи с реставрацией картины Ивана Айвазовского «Берег моря в штиль. Пейзаж с повозкой и лодкой» (холст, масло, 45x64). Владелец этого шедевра, написанного в 1880 году, — некий Иванов. Он с 2009 года выставлял работу в галерее потерпевшего. Светлана провернула хитроумную махинацию — забрала полотно вроде как на реставрацию (почти как в фильме «Старики-разбойники»), а вскоре выдала легенду: мол, одному высокопоставленному клиенту картина пришлась по душе и он готов выложить крупную сумму. Иванов рассказывал во время допроса, что ему было жаль расставаться с работой Айвазовского. Он долго размышлял. Но в конце концов решился на продажу и назвал цену — 18 млн 100 тыс. рублей. Далее Светлана действовала по привычной схеме: уверяла, что продала картину, а хозяина «кормила завтраками» — мол, миллионы вот-вот отдаст, если не сегодня, то завтра точно. «Сегодня» сваливала вину на проблемный банк. А «завтра» придумывала новую сказку. Врала как могла. Во время следственных мероприятий картину Айвазовского нашли при обыске в одной из галерей и вернули радостному владельцу.

Проныра, перед тем как ее раскусили, успела обдурить еще одного антиквара. В коллекции у него была работа Николая Рериха «В монгольской степи» (темпера, уголь, 47,3х79,2), написанная в 1941 году. В 2011 году мужчина решил продать картину. Он внимательно изучил предложения мировых аукционов и определился с ценой — 18 млн рублей, и ни миллионом меньше. Вездесущая Путилина забрала полотно — опять вроде как для продажи. Вскоре она заявила хозяину, что нашла клиента, картина якобы у него в офисе и потенциальный покупатель присматривается к ней, как к костюму, размышляя, подойдет или нет. Затем, со слов аферистки, покупатель уехал за границу и почему-то не заплатил. В другой раз она заявила коллекционеру, что картина на «вертикальном хранении» в банке. Понять, где правда, а где ложь, было невозможно. Только во время следствия выяснилось, что Светлана давно продала полотно. И не за 18 млн рублей, а за 8 млн 624 тысячи — чтобы побыстрее получить на руки вожделенные деньги. Как она это сделала? Элементарно. Авантюристка представилась хозяйкой картины и передала ее на продажу знакомому торговцу раритетами. Кстати, новый владелец Рериха был не в курсе всей этой истории. Потом он поступил порядочно — возвратил картину коллекционеру.

«Купальщицы».

Следствие велось с 2010 года. Путилина то ложилась в больницу, то была чрезвычайно занята для визита к следователю (все это время дамочка находилась под подпиской о невыезде). Было крайне сложно установить реальных хозяев картин, так как великие шедевры, представляющие для России особую культурную ценность, покупались с рук и перепродавались, словно мешки с картошкой.

В отношении фигурантки возбудили два дела: по статье 159 УК РФ («Мошенничество»), а потом добавили статью 164 УК РФ, ч. 1 («Хищение предметов, имеющих особую ценность»). «Вины своей она так и не признала. Все твердила, что состава преступления в ее действиях не было, и ссылалась на самоуправство», — говорит следователь. Суд приговорил Светлану к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Также она должна будет возместить ущерб наследнику первого коллекционера — 19 млн 900 тыс. рублей. Возмещение материального ущерба остальным жертвам остается под большим вопросом, так как ценности антиквары отдавали под честное слово.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27364 от 6 апреля 2017

Заголовок в газете: Искусствовед на доверии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру