Курганские учителя узнали, куда годами уходили их зарплаты

"Мы все давно живем по принципу «будешь вякать, будут давить», но когда терять уже нечего, дело другое"

Учителя по всей стране говорят о том, что знаменитые майские указы президента 2012 года о двукратном увеличении их зарплат на уровне региона не исполняются. Реальные выплаты педагогам не растут, а, напротив, стремительно падают. А положенные стимулирующие выплаты таинственно исчезают.

Первый серьезный бунт начался в Курганской области. Доведенные до отчаяния педагоги нескольких школ заявили, что официально объявят забастовку, если их не перестанут обкрадывать. «МК» поговорил с инициатором протеста, учителем истории, обществознания и права Владимиром Кочеуловым.

"Мы все давно живем по принципу «будешь вякать, будут давить», но когда терять уже нечего, дело другое"

Скандал с учительскими зарплатами начался в общеобразовательной школе имени дважды Героя Советского Союза Григория Кравченко села Звериноголовское Курганской области. После того как с 1 сентября компенсацию за зимнее отопление и свет местным учителям заменили ежемесячной выплатой в 1200 рублей, педагоги организовались и сообщили, что готовы устроить бессрочную забастовку в знак протеста. Позже выяснилось, что это не единственная беда курганских учителей. Уже около двух лет всем педагогам не выплачиваются положенные стимулирующие выплаты, в результате люди работают на 1,5–2 ставки за 15–17 тысяч рублей в месяц.

Кочеулов работает учителем 25 лет. С момента приостановления стимулирующих выплат он пытался мирными способами добиться справедливости, но в ответ получал лишь угрозы. Когда с  1 сентября учителям объявили о замене погашения услуг ЖКХ копеечной компенсацией, мужчина понял, что терять больше нечего, и организовал группу протеста.

— В нищенское положение уже два года поставлены все педагоги области. От страха угроз все молчали, но после ситуации с оплатой услуг ЖКХ появились мысли, что мы скоро просто умрем с голоду. Смотрите, расчет простой — за отопительный сезон на 5 машин с дровами и оплату электричества уходит 35–55 тысяч, в зависимости от площади дома. Газа в наших краях нет, был бы — не жаловались. Раньше нам оплачивали все эти траты, а теперь заменили на 1200 рублей в месяц, сами посчитайте разницу. До этого два года мы не получали стимулирующие выплаты к зарплате, положенные учителям. Раньше в зависимости от благосклонности директора нам могли добавлять от 2 до 10 тысяч ежемесячно, а потом все закончилось. У меня сейчас нагрузка

25 часов, а зарплата 17 тысяч, то есть 14 700 на руки. Средняя по региону нашему — 22 300, министр образования говорит, что мы так и получаем, как же. Все еще забывают, что средняя зарплата должна быть за одну ставку, а не за две, как происходит в стране сплошь и рядом.

— Как отнеслись ваши коллеги и администрация школы к предложению начать протест?

— Мы все давно живем по принципу «будешь вякать, будут давить», но когда терять уже нечего, дело другое. Из 42 педагогов первой смены под моим заявлением подписались 39. Я учу детей истории и праву, поэтому с самого начала действовал по закону, написал подробное заявление: в чем претензии, и что если наш вопрос не будет урегулирован в соответствии со статьей 398 Трудового кодекса, мы объявим забастовку. Директор после этого стала моим личным врагом, говорила, что я воюю против нее, хотя она-то деньги у учителей не отбирала, просто знала и молчала. Когда наша история получила огласку, стало ясно, что из федерального бюджета деньги поступают, но в 2016 году наши стимулирующие почему-то стали тратить не по прямому назначению, а на оплату дворников, уборщиц и другого обслуживающего персонала школ. Раньше район на это выделял отдельные средства, а потом почему-то отобрали наши. В общей сложности от учителей конкретно нашей школы уплывало около 350 тысяч в месяц.

— Что произошло после того, как конфликт вышел наружу? С вами связывались чиновники?

— Нет, изначально только угрожали или игнорировали. Директор областного департамента образования и науки Наталья Бобкова на совещании, где мы присутствовали, открыто сказала, что надо тщательно проверить гражданина Кочеулова, есть сомнения в его профессиональной компетенции. Депутат Госдумы Александр Ильтяков вместо того, чтобы обсудить ситуацию с нами, устроил встречу для других учителей Курганской области, нам никто об этом не сообщил. Какой смысл, мы уже предъявили претензию, так что надо обрабатывать молчаливых.

— Как сейчас развиваются события, что происходит в школе?

— К счастью, лед реально тронулся, я сейчас из-за травли нахожусь на больничном, но в среду пришел на работу. Приехали высокие люди из следственного комитета области и прокуратуры, лично мне обещали разобраться. Говорят, уже в январе все должны пересчитать и вернуть нам недоплаченные деньги за два года, в том числе и отпускные.

— Как реагируют ученики школы на эту ситуацию?

— Они молодцы, почти все поддерживают, у некоторых из них родственники же тоже педагоги, да и людям других профессий сейчас в глубинке несладко. Отчасти я решился на протест и из-за них тоже. Посудите сами, как я могу учить детей обществознанию и праву, говорить о верховенстве закона, если сам закрываю глаза на нарушение своих прав и Конституции и даже не пытаюсь это оспорить?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27571 от 14 декабря 2017

Заголовок в газете: Училка я дрожащая или право имею?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру