В Сокольниках демонстрируют ретро-пожар

На него съехались десятки уникальных автомобилей

07.03.2018 в 20:14, просмотров: 3956

7 марта в выставочном центре парка Сокольники оказались около 30 пожарных машин и мотоциклов, а кроме них еще помпы, ручные насосы и даже экипажи огнеборцев на конной тяге! Нет, никакого супер-возгорания в павильонах не произошло, а вся эти машины прибыли сюда в качестве экспонатов только что открывшейся очередной выставки старинных автомобилей и антиквариата.

В Сокольниках демонстрируют ретро-пожар
фото: Александр Добровольский

Нынешняя уже 27-я по счету «Олдтаймер-галерея» посвящена 100-летию пожарной охраны СССР. На одном из стендов даже представлен документ, положивший начало ее существованию.

«Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем. 1. В целях ограждения народного достояния Российской Советской Федеративной Социалистической республики от пожарных бедствий и для высшего руководства, объединения, направления и развития мероприятий по борьбе с огнем, учреждается Пожарный Совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем... Председатель Совета Народных Комиссаров Ульянов (Ленин). 17 апреля 1918 г.»

В связи с такой специализацией открывшейся выставки на ней доминирует традиционный для пожарной охраны красный цвет: в него окрашены десятки выставленных в огромном зале машин и агрегатов, стенды, ковровое покрытие... (Впрочем, как можно узнать от специалистов, сперва пожарную технику красили в белый цвет. Позднее его поменяли на серый, и лишь к началу 1920-х «фирменным» у пожарных стал красный цвет.)

Посетителям представлена ретроспектива развития технических средств для борьбы с огнем начиная от примитивных «водолейных машин» середины 19-го века, качать которые надо было вручную, до пожарной техники середины – второй половины прошлого столетия. Многие из этих машин были выпущены в России, другие, хоть и иностранного производства, но тоже вполне могли быть закуплены в свое время для нашей страны и использоваться русскими огнеборцами.

Среди экспонатов особого почтение заслуживает пожарный насос, выпущенный еще в конце позапрошлого века на московском заводе Густава Листа. Это предприятие считалось в дореволюционной России одним из крупнейших по производству противопожарного оборудования. Именно на заводе Листа был когда-то собран первый отечественный пожарный автомобиль.

Следов его теперь уж не найти, зато на выставке демонстрируется не менее уникальный экземпляр. Первая серийно выпускавшаяся советская пожарная машина – пожарный автонасос-линейка на шасси грузовика АМО-Ф15. Эти специализированные автомобили начали выпускать в 1927 году. Их собирали на ленинградском заводе «Промет» и Миусском заводе противопожарной техники в Москве. Представленный экземпляр исправно работал вплоть до 1947 года, после чего оказался в коллекции Политехнического музея.

Среди других демонстрируемых пожарных машин привлекает внимание своей внушительностью авто-лестница на шасси трехосного грузовика ЗИС-6, изготовленная в 1947 году. А рядом с ней выставлен редчайший экземпляр – пожарная цистерна на шасси ярославского грузовика ЯГ-6. Это единственный уцелевший до наших дней экземпляр данной модели. По сохранившимся документальным свидетельствам, «ярославец», изготовленный в далеком 1940 году, еще в 1970-е был задействован для работы: принимал участие в соревнованиях Добровольных пожарных дружин Подмосковья.

Неподалеку стоит еще одна пожарная автолестница – АЛГ-17. Такие спасательные автомобили на шасси грузовика ГАЗ-51 были весьма распространены в 1960-е – 1970-е гг. Именно «семнадцатому» довелось стать «кинозвездой». В знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» такая автолестница задействована в трюковой сцене: по ней герой Андрея Миронова на ходу перебирается на крышу «Жигулей».

Среди других колесных раритетов корреспондент «МК» встретил в выставочном зале и своего «крестника» – пожарную автоцистерну ПМЗ-9М. Весьма редкая по нынешним временам машина была выпущена в 1953 году на базе грузовика ЗИС-150. Данный экземпляр автору этих строк довелось лет 20 назад случайно обнаружить на поле возле крошечной, умершей уже фактически деревеньки в Ногинском районе Подмосковья, – ветеран-ЗИС вместе с еще несколькими старыми автомобилями основательно врос в землю и своим хозяевам был явно не нужен. Я позвонил своим друзьям-поисковикам, интересующимся автомобилями, поделился с ними «разведывательными данными». Энтузиасты тут же приняли меры по спасению машины, и в результате «пожарка» перекочевала в коллекцию Мосгортранса, где ее тщательно отреставрировали.

Из числа зарубежных моделей пожарной техники, демонстрируемых в залах, можно упомянуть, например, американский автомобиль Seagrave Model 6WT. Такие специализированные авто выпускала фирма «Сигрейв», известная своим оборудованием для борьбы с пожарами. На сохранившейся заводской табличке выбита дата сборки этой машины: 24 октября 1927 года. Интересная особенность «американца»: его конструкторы, понимая, что техника для ликвидации чрезвычайных ситуаций должна работать безотказно, поставили на этот «Сигрейв» двигатель, в котором для каждого цилиндра предусмотрено по две свечи зажигания – основная и дублирующая. Представленный на выставке пожарный олдтаймер был приобретен в США в 2007 году и прошел затем тщательнейшую реставрацию в мастерских Камышинского машиностроительного завода.

Оттуда же, из города Камышин, привезли на выставку и еще несколько старых пожарных машин. На капоте одной из них – American-LaFrance», собранной в 1925 году, заметна крупная надпись: «Belgium Cold Springs». Оказывается, это название добровольной пожарной команды из Нью-Йорка, которая была основана еще в 1949 году и действует до сих пор.

Но не одними лишь чудесами пожарной ретро-техники удивляет нынешняя выставка олдтаймеров в Сокольниках. Вот несколько других ее сенсационных экспонатов.

Известный авто-реставратор Вячеслав Лен предстал нынче в совсем ином качестве. «Изменив» своим любимым армейским ретро-автомобилям, лимузинам и легковушкам довоенных времен, он вдруг выставил на всеобщее обозрение конные экипажи «с родословной». В зале демонстрируется ландо короля Вильгельма IV, который правил Соединенным Королевством в 1830-1837 гг. Карета была изготовлена для Его Величества в 1835 году и предназначалась для дальних путешествий. Вплоть до начала 20-го столетия старинный экипаж хранился в дворцовых конюшнях, а потом был продан и в последующие годы находился в собственности коллекционеров. Теперь он переехал из Западной Европы в Россию. Рядом с ландо на стенде демонстрируется «игрушечный» экипаж – маленькая детская коляска, в которую запрягали пони.

К слову сказать, на выставке можно увидеть и другие мини-копии, изготовленные для детей. Умельцы одной из фирм демонстрируют, например, уменьшенный вариант «Волги» ГАЗ-21. Выглядит почти как настоящая, даже фирменная фигурка оленя на капоте имеется! Вот только длина машинки – всего около 2 метров. Двухместный (для детских габаритов) автомобильчик снабжен электрическим мотором, работающим от аккумулятора, 4-х ступенчатой коробкой передач и может разгоняться до 45 км/час.

От малого – к великому. В зале выставлен громадный вездеход-амфибия специального назначения – еще недавно совершенно секретный. Этот уникум, собранный в 1972 году называется ПЭУ-2 – поисково-эвакуационная машина второй модели и имеет заводской индекс ЗИЛ-49065. Первые ПЭУ начали создавать в СССР в 1960-е гг. – Они предназначались для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей, в случае, если приземление произойдет в труднодоступном районе. Аналогов мире эти вездеходы не имели, они строились на заводе поштучно и были засекречены, поскольку относились к разряду техники для обслуживания космических полетов.

Еще один уникальный автомобиль представлен в экспозиции. – Первая советская малолитражка НАМИ-1. Очень простой по конструкции и весьма далекий от дизайнерских изысков автомобиль спроектировали в конце 1920-х. Тогда предполагалось, что НАМИ может стать по-настоящему серийной машиной и обеспечит потребность молодой Страны Советов в автомобильной технике. Однако ожиданиям не суждено было воплотиться в жизнь. Московский завод «Спартак» из-за недостаточной укомплектованности своей необходимыми станками и оборудованием смог изготовить лишь несколько сотен НАМИ-1. До сегодняшних дней уцелели только два из них.

Продолжая тему реликвий советского автопрома, следует упомянуть еще об одной интересной машине, демонстрируемой на выставке олдтаймеров. Это легкий внедорожник «Москвич-415С». В конце 1950-х конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей спроектировали очень оригинальную по тем временам машину – джип на базе серийного «Москвича». По замыслу создателей такая машина повышенной проходимости предназначалась не только для армии, но и для гражданских нужд. Первые экспериментальные образцы были собраны в 1959 году, работа над «общедоступным джипом» продолжалась стараниями энтузиастов вплоть до начала 1970-х. Сперва эти машины комплектовались узлами от 407-го и 410-го «Москвичей», позднее было собрано несколько пробных образцов с использованием элементов от новых машин, выпускаемых заводом, – «Москвич-412». Внедорожники сделали в двух вариантах – с крытым и открытым кузовом. В общей сложности было собрано лишь менее десятка экземпляров, в серию эти джипы так и не пошли, хотя по тем временам они являлись весьма оригинальными машинами даже в сравнении с продукцией лучших американских и европейских автомобильных фирм. Однако «утереть нос» капиталистам суждено было в итоге не московским автопроизводителям, а их коллегам из Тольятти. В начале 1970-х тогдашний министр автомобильной промышленности отдал предпочтение разработке конструкторов ВАЗа, и в серию был а запущена легендарная «Нива».

Судьба «москвичовских» экспериментальных джипов оказалась печальна. Специально сохранять эти уникальные машины никто из руководителей завода не позаботился. В результате почти все опытные образцы внедорожников куда-то пропали. Волей случая сохранился лишь один из них. Этот «Москвич-415С», доработанный в 1973 году и получивший потому некоторые элементы (в частности фары, приборную панель) от серийного «Москвича-412», был выкуплен кем-то из работников завода в частную собственность. Теперь чудо-машину могут увидеть посетители выставки. Автору этих строк довелось увидеть несколько лет назад и еще один «четыреста пятнадцатый» – вернее лишь уцелевший от него кузов. Судя по внешним формам, машина явно из самых первых опытных образцов. Сейчас она находится в собрании энтузиаста – коллекционера советской автомобильной техники, но полюбоваться ею очень не просто: нужно ехать в глухомань за несколько сот километров от столицы.

Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.



Партнеры