- Мой ребенок перешел в 11-й класс. Учат сейчас хорошо, не то что, когда учился старший: то был ужас фиолетовый! Но репетитора на последний год все равно возьмем: надо готовиться к вузу!- поделилась с «МК» мама будущего выпускника Татьяна. И ее рассказ, как подтвердили последние исследования, является знаковым.
Времена, когда российскую школу и учителя не ругал только ленивый, похоже, ушли в прошлое. Сегодня, как сообщили «МК» авторы исследования, «в целом родители удовлетворены тем, как школа выполняет свои функции. Доля семей, которые полагают, что образовательная организация успешно справляется с решением возложенных на нее задач, за прошедший год увеличилась. Не более 4% родителей считают, что школа, где обучается их ребенок, не справляется с решением той или иной задачи образования». Так, удовлетворенность родителей тем, как школа решает главную, с их точки зрения, задачу - получение детьми знаний, необходимых для приобретения будущей специальности или профессии, явно растет. В закончившемся учебном году 59,2% опрошенных родителей отметили, что школа в высокой степени справляется с ее решением, 34,9% – в значительной степени и лишь 4,9% – в малой степени, в то время как в 2014 году - 40,8%, 44,4% и 11,8% соответственно.
Задача получения знаний, расширяющих представление о мире, дающих право называться образованным, культурным человеком, является очень важной или достаточно важной в представлении 98,2% родителей, причем, 64,2% родителей отметили, что школа в высокой степени справляется с решением этой задачи (в 2016 году лишь 48,0%). Еще 55,2% семей отметили как очень важную задачу патриотического и духовно-нравственного воспитания, и в представлениях 56% родителей школа хорошо выполняет и ее.
Впрочем, удовлетворенность — удовлетворенностью, но подавляющее большинство родителей для получения качественного среднего образования обязательно подстраховываются. Так, 81,7% родителей считают необходимыми дополнительные занятия своего ребенка, помощь детям в выполнении домашних заданий оказывают 79,3%, 49,2% оплачивают посещение различных организаций дополнительного образования, а 28% - занятия с репетитором. При этом примечательно, что 86,3% делают главную ставку на то, чтобы он учился «в хорошей школе» - с углубленным изучением отдельных предметов, бывших гимназиях, лицеях, а также в школах, имеющих хорошую репутацию среди родителей учащихся. «И большинство семей стремятся к тому, чтобы их дети попали именно в такую школу»,- констатируют исследователи.
Школа, как известно, заканчивается, итоговыми испытаниями: ОГЭ для девяти- и ЕГЭ для одиннадцатиклассников. И здесь двойственность родительской позиции проявляется во всей красе. Так, в то, что хорошо сдать ОГЭ-9 без дополнительной подготовки (только хорошо занимаясь в школе), верят почти две трети родителей школьников (65,1%), а хорошо сдать ЕГЭ — без малого 51%. И в то же время практически половина опрошенных все же не доверяет школе в вопросе качественной подготовки к ГИА на высокие баллы и считает, что без дополнительных занятий, в том числе с репетиторами, не обойтись.
Непоследовательной представляется и позиция родителей при выборе траектории развития школьников после школы. По мнению большинства родителей (89,4%), их ребенок должен получить высшее образование. Причем, за последние годы наблюдается рост доли семей, считающих высшее образование необходимым. Между тем, на деле доля детей, продолжающих обучение в 10-ом классе, год от года сокращается. Причем, не только в городских, и в сельских школах!
Что же касается вузов, то в качестве ориентира на получение ребенком высшего образования третья часть (32%) респондентов назвала один из лучших вузов своего региона, а 43,1% семей ориентируется на любой (не обязательно лучший) вуз. При этом у семей, как показал опрос, сложились устойчивые представления о том, какие специальности можно отнести к перспективным. В настоящее время наиболее высокий рейтинг у родителей школьников имеют специальности, связанные со сферой информтехнологий, медициной, а также специальности, получение которых позволит работать в правоохранительных органах, других силовых структурах. Экономику и финансы с менеджментом, а также юриспруденцию с правом обошли, если ориентироваться на опросы, даже инженерные специальности.