Вне правового поля

Президента попросили разрешить обучать водителей дедовскими методами и по сокращенным программам

18 декабря 2013 в 18:19, просмотров: 3496

Смутные времена наступили в той части сферы образования, что отвечает за подготовку будущих водителей и переподготовку имеющихся. Настолько смутные, что разобраться в них предложено президенту страны лично!

Вне правового поля
фото: Геннадий Черкасов

Напомним, что весь сыр-бор случился после принятия ряда поправок в Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Согласно ему, уже с 5 ноября этого года курсанты автошкол должны были учиться и сдавать экзамены в ГИБДД по-новому. Цель новаций — готовить будущих водителей и оценивать полученные ими знания и умения так, чтобы на дороги выезжали действительно безопасные рулевые. Для этого необходимо было принять так называемый профессиональный стандарт водителя, а на его основе разработать современные программы обучения и методику гаишных испытаний.

Что должен знать президент

Увы, но, как мы уже рассказывали в публикации «Двойной стандарт» («МК» №26390 от 21 ноября 2013 г.), Минтруд, ответственный за разработку профстандарта, это дело провалил, доверившись некомпетентным разработчикам. Представленный ими документ получил крайне негативные отзывы Минтранса, Минобра и ГИБДД. По сути это означает, что уже сегодня обучение в автошколах надо прекратить, чтобы не нарушать упомянутый закон. Что не представляется возможным, ведь ежегодно на гордое звание водителя учатся более 2 000 000 человек. Хотя «поражение в «правах» многие уже получили. В настоящее время не выдаются водительские удостоверения категорий и подкатегорий М, А1, В1, С1, Д1, С1Е, Д1Е. Нет возможности получить водительское удостоверение на управление автомобилем с «автоматом». Особенно страдают подростки, поскольку для получения прав на скутер теперь также надо пройти полноценное обучение в автошколе.

Автошколы и рады бы всему этому научить, но нет профстандарта — нет программ обучения. В итоге школы отказывают гражданам в зачислении, а подразделения ГИБДД — в приеме экзамена. Мало того, из-за отсутствия программ практически остановился процесс лицензирования самих автошкол. Именно поэтому правительство страны решило бежать чуть впереди паровоза — разработать и утвердить прогрессивные программы обучения до введения профстандарта. Основываясь на квалификационных характеристиках, утвержденных Минтрудом еще в 2003 году.

Решение, конечно, не лучшее, но, если говорить по гамбургскому счету, оптимальное с точки зрения повышения безопасности наших дорог (подробнее — в публикации «Битва за права» в «МК» №26402 от 5 декабря 2013 г.). И программы были разработаны межведомственной рабочей группой в условиях жестко обозначенных сроков и гигантского объема работы. Подготовлены проекты 28 программ: 16 — профессиональной подготовки, 10 — переподготовки с категории на категорию и 2 — повышения квалификации. В целом подготовленные документы удовлетворили все заинтересованные стороны. Кроме одной.

Зачем обманывать президента?

Против выступили представители автошкол, работающих по «серым» схемам. Дело в том, что проект программ выдвигает в том числе жесткие требования к материально-техническому оснащению автошкол, их преподавательскому и инструкторскому составам. Причем вполне обоснованно — курсант просто обязан получить исчерпывающие теоретические и практические знания, навыки и умения. Но если автошкола дает курс лекций и практических занятий в полном объеме, то ее расходная часть, скажем, в Москве составляет 20 000–22 000 рублей при цене обучения в 30 000 (кстати сказать, в Европе этот процесс стоит 2000–3000 евро). И чем меньше расход — например, 10 000–15 000, — тем выше доходная часть. Вот и экономят многие школы на теории и практике, в ущерб, понятное дело, безопасному вождению. Однако если разработанные Минобром программы будут утверждены, за подобные «вольности» автокурсы станут и жестко штрафовать (и уже штрафуют), и в момент лишать лицензии. Экономному бизнесу — каюк.

И вот автошколы, не способные работать по жестким требованиям, публикуют в Интернете «Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину В.В.». В котором требуют, по сути, разрешить им работать по-старому. По крайней мере до тех пор, пока не появится профстандарт. Цинизм ситуации, во-первых, в том, что к задержке со стандартом причастны близкие к подписантам разработчики документа. И во-вторых, как удалось выяснить порталу «АвтоВзгляд» и «МК», часть автошкол, «подписавших» обращение к гаранту, обращения этого и в глаза не видели! На наши официальные запросы от ряда автошкол мы получили вот такие ответы: «Сообщаю, что в период с 01.01.2013 г. по 01.12.2013 г. в адрес Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича открытых обращений от нас не было».

О чем стоило просить президента

Есть, правда, в этом открытом письме и здравые мысли. Например о том, что курсантам автошкол совершенно незачем, согласно новым программам, вникать в принцип работы гидромеханических и бесступенчатых коробок переключения передач со схемами их управления или, например, уметь организовывать пассажирские и грузовые перевозки, обеспечивать безопасность объектов транспортной инфраструктуры и так далее, и тому подобное...

Но, как уже писал «МК», эти нормы не устраивают и авторов минобровского проекта. Однако они были вынуждены предусмотреть их, поскольку того требуют до сих пор действующие законодательство (ФЗ «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения») и нормативы Минтруда. И готовы отказаться от преподавания действительно лишних знаний, как только это ведомство разродится наконец пресловутым профстандартом, отвечающим современным реалиям. И, кстати сказать, тот вариант, что Минтруд предложил изначально и за который продолжает держаться (мы тщательно разобрали этот опус в статье «Без права на «права», опубликованной в «МК» №26367 от 24 октября 2013 г.), несмотря на негативные отзывы других министерств, настаивает именно на углубленном изучении совершенно ненужных большинству водителей дисциплин. И авторы открытого письма не могут об этом не знать. И коли решились на свой демарш, уж лучше бы просили президента повлиять на скорейшую коррекцию перечисленных выше законов и странную позицию Министерства труда и занятости.

Но они сознательно запутывают и обостряют ситуацию, пытаясь сорвать во что бы то ни стало принятие столь важных для будущих водителей документов, чтобы еще хотя бы пару месяцев подержаться на плаву, заработать копеечку, выпуская на трассы и магистрали недоучек.



Партнеры