Хроника событий Школьный стрелок, застреливший учителя, имел награду «Самородок земли Русской» Школьному стрелку придется возмещать моральный вред наравне с отцом Школьного стрелка признали невменяемым, вдова убитого им полицейского не будет обжаловать приговор Дело школьного стрелка: У специалистов Сергей спрашивал, сможет ли после больницы посещать тиры и стрельбища Прокурор потребовал отправить "школьного стрелка" на принудительное лечение

40% школьников - потенциальные убийцы?

За юного киллера в ответе компьютер

5 февраля 2014 в 16:38, просмотров: 4906

Насколько сильно влияние жестоких компьютерных игр, и как защитить детей от «электронной жестокости», и тем самым — спасти окружающих от будущих маньяков? Реально ли воздействовать на производителей и продавцов жестоких игр с помощью закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»? «МК» пообщался с экспертами в разных сферах, связанных с миром компьютерных игр и их регулированием.

40% школьников - потенциальные убийцы?
фото: PhotoXPress

Агрессивные компьютерные игры - «стрелялки», «гонки без правил», «баттлы» и т. д. регулярно становятся мишенью критики правозащитников, пацифистов, чиновников и просто миролюбиво настроенных граждан. И, надо сказать, не без причин — громкие и массовые убийства часто совершаются поклонниками известных своей жестокостью игрушек. К примеру, норвежец Брейвик обожал Call of Duty и Worlds of Warcraft, а москвич Виноградов, расстрелявший коллег по офису, любил рубиться в Manhunt. Поэтому примеров попыток запретов тех или иных компьютерных игр известно немало. В начале 2000-х в Европе пытались запретить игру «Этническая чистка», в которой геймер управлял скинхедом или ку-клукс-клановцем, охотящимся на негров и евреев, однако до реального запрета так и не дошло. Еще одна игра, вызвавшая схожий скандал в США, называлась «Убить Джона Кеннеди», и предлагала игроку почувствовать себя Ли Харви Освальдом, постреляв в президента и попутно — в посторонних людей на улице...

Происшествие в московской школе предсказуемо вызвало инициативу депутатов запретить агрессивные компьютерные игры — при том, что об увлечении ими конкретно этого подростка не известно. Однако депутат от «Справедливой России» Олег Михеев стремительно внес в Госдуму проект закона, предлагающий запретить продажу в доступных для детей местах компьютерных игр, пропагандирующих культ насилия и жестокости — по словам чиновника, «уровень жестокости несовершеннолетних за последние годы чрезвычайно вырос. Причин тому много, в частности, открытая пропаганда насилия в компьютерных играх».

Действительно ли игры так сильно влияют на подростков, или это развитый миф?

Психиатр высшей категории Московского НИИ психиатрии Виктор Ханыков видит серьезную опасность в виртуальном мире:

- В играх человек может достигать успеха со скоростью, недоступной в жизни, получать статусы, которых вряд ли достигнет – становиться правителем армий, стран, миров… А поскольку компьютеры и интернет не меняют нашу физиологию и рефлексы, особенности жизни в виртуальном мире переносятся в реальный мир. Критериями успеха становится силовое воздействие на противника, на врага – убить, искалечить, и т.д. И успешность достижения целей в жизни автоматически начинает ассоциироваться с актами насилия. Игровой статус переносится в жизнь!

- У нас 1,5% детей – с нарушениями психического здоровья – и это только те, чьи родители обращаются к врачам! На деле же их гораздо больше! – поддерживает его Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. - В школу в первый класс приходит примерно 20% детей с пограничными нарушениями психики, с неврозами, островозбудимые, нервные – такие действительно впоследствии могут отреагировать неадекватно на компьютерную игру. И, что самое страшное, после окончание первого класса их количество удваивается до 40%! Причины этого — напряжение в обществе и семье, завышенные требования учителей и родителей, нездоровая психологическая атмосфера. В результате ребенок может получить сильнейший нервный срыв не из-за сцены насилия на экране в чистом виде, а, скажем, из-за чрезмерной скорости подачи сигнала на экране – напряжение имеет место и в безобидной игре, какой-нибудь ловле шариков. А разработчики игр этого, как правило, не учитывают. По-хорошему, ребенок должен браться за компьютер не ранее 8 лет!

Однако, разрабатывая строгие меры контроля, важно не перегнуть палку, считает зампред Комитета по социальной политике Совета Федерации РФ Александр Борисов:

- Я сам голосовал за закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и я поддерживаю запрет на жестокие игры – но кто судьи? И каковы критерии? Мы не сможем поставить полный заслон компьютерным играм – это неразумно, сложно, да и сладость запретного плода никто не отменял… Я общался с представителями федерации киберспорта – они убедили меня, что если этим заниматься серьезно – то это польза, а не вред! Я видел наших киберспортсменов – они выглядят, как настоящие спортсмены, это не тот привычный образ компьютерщика с красными глазами, с пивом и чипсами.

Более резок в суждениях сопредседатель партии «Интернет России» Кирилл Фёдоров:

- Я представляю интересы интернет-аудитории, и при этом уверен, что нам категорически нужен законодательный запрет на продажу агрессивных игр – только по предъявлению паспорта! И, конечно же, нельзя допускать покупку таких игр в Интернете, где можно скрыть возраст. И сейчас мы занимаемся продвижением этого законопроекта в Государственной Думе.

Но что же тот самый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»? Может ли он регулировать индустрию компьютерных игр в оффлайне и в интернете?

- Если попытаться продажу и распространение игр подвести под 436-й ФЗ – то мы столкнемся с проблемами, говорит замдекана факультета психологии МГУ Ольга Карабанова. - Дело в том, что в законе имеется в виду натурализм отображения деталей насилия, жестокости, эротики и т.д. Но адвокаты и эксперты производителя компьютерной игры, которого мы попытаемся принудить к сокращению распространения своей продукции, будут утверждать, что в игре насилие отображается в символической форме и не подпадает под действие закона… Существует возрастная маркировка от «0+» до «18+», её ставят квалифицированные эксперты - их аттестует Роскомнадзор, а у нас в МГУ есть курсы по повышению квалификации этих экспертов. Но все производители информационной продукции ставят маркировку «18+», и эксперты остаются не у дел… Важна не маркировка сама по себе, а соответствующее ей ограничение распространения продукции. Тут важна реакция общества, в первую очередь родителей!

Стрельба в школе. Хроника событий


Партнеры