Пасхальная неделя: крестный ход - каждый день

А потом - Красная горка и Радоница

19 апреля 2014 в 13:09, просмотров: 6033

Пасхальный богослужебный цикл длится в течение 40 дней, вплоть до праздника Вознесения. Согласно евангельскому повествованию все это время Христос являлся Своим ученикам. Поэтому в течение этих дней запрещены земные поклоны. 

Пасхальная неделя: крестный ход - каждый день
фото: Лилия Шарловская

Богослужение пасхальной недели, или Светлой седмицы, происходит так же, как и в первый день праздника. Царские врата не закрывают. Крестный ход, который совершается ежедневно, переносится на конец Литургии. В субботу Светлой седмицы верующим раздают освященный хлеб, в память о праздничных братских трапезах.

Второе воскресенье после Пасхи называется “Фоминым*. В церкви читают о сомнениях апостола Фомы, о его желании видеть Воскресшего, о том, как Христос явился ему, сказав: "Блаженны не видевшие и уверовавшие”. Эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что у веры есть свое духовное зрение, которое проникает через завесу видимого и осязаемого.

Священник Александр Мень в одной из своих проповедей говорил: “Мне вспоминается один ученый, который много лет провел над изучением цветов, деревьев, трав, вообще растений и животных. Все это он записывал и составлял огромные списки, которые и через триста лет, до сих пор, во всем мире используются. И вот, когда он закончил свой труд и описал живые создания, он сказал: «Бог прошел мимо меня, я осязал Его в Его творении».

И в самом деле: солнце над нами есть око Божие, дыхание ветра — голос Божий, все законы этого мира — законы Божии, все превратности и повороты нашей судьбы — это тоже Господь. Мы Его осязаем и видим и в молитве, и в Священном Писании, и в таинствах. Когда Святая Чаша выносится к нам — это живой, реальный Господь, Который присутствует здесь, в этом храме, как и во всех храмах земли. И не только в храмах: всюду, где люди молятся Ему, — далеко на севере, в пустынях и горах, в многолюдных городах, где скопище миллионов людей, — всюду есть души, обращенные к Господу, и они Его видят, осязают, поэтому они счастливее, блаженнее во сто крат, в сравнении с теми, кто жил две тысячи лет назад, но не верил в Него. Господь с нами, Он здесь, живой, воскресший, дающий нам благословение, и мы сегодня вместе с Его апостолом Фомой перед Ним склоняемся и говорим: «Господи, ты передо мной живой, Господь мой и Бог мой».

В народе с древних времен это воскресенье называлось Красной горкой. Это был праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества. Весна — это начало новой жизни для природы, поэтому Красная горка — это первое весеннее гуляние девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная», то есть красивая горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы. В некоторых местах она начиналась поминанием покойников на кладбище, после чего устраивался праздник. По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку». Дети носили с собою в руках деревянную ласточку. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки. Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Красная горка — самый подходящй день для заключения браков, для венчания. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».

Во вторник Фоминой седмицы совершается пасхальное поминовение усопших, Радоница. Третье воскресенье - "неделя жен-мироносиц" - память о тех женщинах, которые были с Господом на Лобном месте, проводили погребальную процессию до пещеры и первыми обрели радость Воскресения Христова. Этот день иногда называют праздником женщины-христианки.

Служба четвертого воскресенья - "недели о расслабленном" - говорит нам о тесной связи между грехом и недугом, о том, что истинное исцеление дает человеку Господь. Пятое воскресенье посвящено самарянке, которой Христос говорил о религии "духа и истины", не ограниченной пределами какого-либо одного места или народа. Служба шестого воскресенья - "о слепом" - сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. В седьмое - "святых Отец" - прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах.

Священник Александр Мень в одной из пасхальных проповедей напоминал: “Сегодня мы с вами должны подумать об одной важной вещи, которую не все замечают, когда обращаются к Священному Писанию, когда читают о тех светлых днях, когда Господь являлся по Своем Воскресении. Он явился многим и каждому человеку по-разному.

В одних обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина, одинокая, скорбящая у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный и смущенный, вернувшийся из сада, где он нашел гробницу с отваленным камнем. Потом мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем и узнает его, Петр же, бросаясь вплавь, спешит к Нему. И, как мы читаем в посланиях апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был он, Павел-Савл, который гнал Церковь Божию. И вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший незримо, но ощутимо является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя бы на мгновение чувствовал близость миров иных, совершается встреча с воскресшим Господом, и Он приходит к каждому, стучась в дверь его сердца, находя каждому свои слова. И наше дело услышать, наше дело отозваться на этот стук, потому что Господь пришел спасти, одухотворить и изменить жизнь не только всех, но и каждого из нас. Поэтому сегодня, в пасхальный День, возвращаясь домой, пусть каждый из вас унесет в сердце эту радость и мысль о том, что Господь и мне явился. Он и для меня воскрес, и для меня говорит, и со мной остается, и будет всегда как мой Господь, как мой Спаситель, как мой Бог”.

Читайте материал: "Освящение куличей и пасхальных яиц. Андрей Кураев рассказал, как правильно это делать"



Партнеры