Школьные учебники будут сокращать и запрещать

Запускается механизм «цензуры» для школьных пособий

Реформа образования идет путем все более извилистым и странным.  Так, 5 сентября Минобрнауки РФ выпустило взволновавший все учебное и книгоиздательское сообщество приказ №1047 об  утверждении нового порядка формирования федерального перечня школьных учебников. Эксперты бьют тревогу: это постановление может весьма негативным образом сказаться на качестве учебной литературы, а значит, и всего школьного образования. «МК» выяснил, в чем суть этого документа и как он повлияет на наполнение школьных ранцев и библиотек. Сохранятся ли доступные и качественные учебники в условиях конкурентного рынка, или в системе образования грядет настоящая катастрофа?

Запускается механизм «цензуры» для школьных пособий

Новый закон «Об образовании» ужесточает требования к учебной литературе, и для исполнения заложенных в нем тезисов порождает многочисленные сопутствующие приказы. Один из таких – приказ Минобрнауки №1047, который, по словам министра Ливанова, призван защитить учеников от некачественной литературы. Однако педагоги, авторы учебников и издатели видят в нем серьезную угрозу качеству образования…

- Приказ не соответствует поставленным задачам – это тот самый случай, когда лечение хуже самой болезни, – возмущается первый зампред Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин. - В рамках этого приказа предлагается несколько новаций, некоторые ив целом логичны, но некоторые очень опасны. В целом наблюдается опасная тенденция – четкий курс на сокращение числа учебников в федеральном перечне. Вроде бы это должно улучшить их качество и сократить госзатраты, - перечень действительно слишком велик. Но методы, которыми на него хотят воздействовать, категорически неправильные. Для этого будет создан Координационный совет по учебному книгоизданию, который получает право «казнить или миловать» на непонятных общественности основаниях. Внезапно возникает понятие «системы учебников», в которой также не ясны критерии, по которым будет определяться принадлежность или непринадлежности книги к этой системе…

Чем все это опасно? Мы прогнозируем не экономию бюджетных средств, а наоборот, дополнительную нагрузку на бюджет в виде 16 миллиардов рублей затрат из-за усложнения процедуры сертификации. Число книг на деле вряд ли сократится (это мы уже проходили, когда каждое издательство бросилось издавать свои линейки книг) а содержание, наоборот, ухудшится, поскольку этот приказ полностью парализует всегда существовавшую экспериментальную деятельность по апробации в школах новых книг. В итоге мы идем к монополизации рынка, на котором останется лишь пара издательств, и понижению качества их продукции.

Со Смолиным полностью соглашается заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов:

- Как экономист, я четко вижу, как этот приказ ведет к монополии одного-двух издательств. Подобной практики в мире нет – разве что в странах типа Северной Кореи… Как школы смогут выбирать устраивающие их учебники, если в игре останутся считанные издательства, которые будут соответствовать требованиям приказа?! Плюс налицо перспективы для коррупции и лоббирования. А исключение из процесса малых издательств – это просто надругательство над теми людьми, которые десятилетия посвятили выпуску отличных учебников!

Руководители самых известных издательств, давно работающих на рынке отечественной учебной литературы, готовы терпеливо играть по разным, постоянно меняющимся правилам, поскольку они уже пережили много разных реформ и новаций за последнее время. Но они требуют, чтобы правила игры были прозрачны.

- Эксперт будет оценивать учебник по неясным правилам, по непрозрачной системе, - говорит Ирина Кузнецова, руководитель издательства «Дрофа». - Получается, он изучает книгу без связи с автором или группой авторов, которые лишены возможности объяснить ему что-то, поправить его, если он что-то понял превратно. Нужны четкие правила экспертизы, которые должны быть понятны сообществу авторов. Сегодня процедура оценки учебников – просто мутная. Если приказ в нынешнем виде вернется с заверки Минюста, то через две недели начнется экспертиза всех учебников тем самым Координационным советом по учебному книгоизданию, даже состав членов которого еще неизвестен. И любой учебник, даже самый лучший, который признан и заверен Академией наук и преподавательским сообществом, может быть фактически запрещен.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру