Детей отучают читать еще в детсаду

Новый стандарт дошкольного образования призван разгрузить ребенка

14.11.2013 в 16:09, просмотров: 4318

Специалисты рассказали «МК», почему россияне перестали читать: оказывается, молодые поколения годами «перекармливали» учебой в детском саду и младших классах и привили-таки ненависть к книге. Исправит положение лишь проходящий последние согласования стандарт дошкольного образования. Непонятно только, кто будет учить по нему малышей.

Детей отучают читать еще в детсаду
фото: Геннадий Черкасов

Наших детей принято готовить к школе едва ли не с пеленок: учить читать, писать, считать, а то и постигать иностранные языки. Между тем специалисты говорят о вреде сверхраннего — с трех-четырех лет — обучения чтению и письму:

- Возникли многочисленные перегибы. Многие родители пытаются чуть ли не силой научить ребенка читать и писать, опасаясь, что он придет в школу неподготовленным. А это принципиально неверно, - заявляет директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец. - На самом деле, учеба из-под палки вредна и с точки зрения мотивации к дальнейшей учебе, и с точки зрения здоровья. Медики уже констатируют существенный рост заболеваний детей дошкольного возраста и снижение желания идти в 1-й класс.

- Сверхраннее обучение связано с неадекватными требованиями взрослых к ребенку дома и в детском саду. В последние годы это встречается все чаще. А ведь неадекватные требования по международным стандартам относятся к понятию насилия над ребенком, - дополнила директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.

По ее словам, стремление максимально нагрузить ребенка знаниями базируется на мифе о том, что уровень интеллекта современных детей выше, чем у их сверстников 20-25 лет назад. Однако последние масштабные исследования подтверждают: никаких изменений не произошло. Как и 20-25 лет назад, более 40% современных детей к 1-му классу имеют несформированную речь. 30-35% приходят в школу с несформированной мелкой моторикой (т.е. без навыков движений, без которых нельзя писать или рисовать). Еще столько же — с несформированным пространственно-зрительным восприятием, необходимым для чтения.

Разница с предыдущими поколениями обозначилась в другом. Насильственное обучение трехлеток чтению и письму прививает им неэффективный механизм чтения. Ребенок не читает, а, скорее, угадывает слово по первым двум-трем буквам, разъяснила «МК» Марьяна Безруких. При таком «чтении» смысл прочитанного теряется, дети перестают читать, и общество в целом становится мало читающим.

Второй гвоздь в гроб с некогда отличавшей нашу страну тягой к чтению забила, по словам Марьяны Безруких, «перегруженность учебной программы в младших классах. Ни в одной другой стране мира нет такой сложной программы, и к старшей школе наши дети приходят с полной потерей интереса к учебе. А форсированное, скоростное чтение под секундомер и вовсе ужасно. Под конец требуемая скорость дошла до 120-150 слов в минуту. Но ведь скорость восприятия ограничивается 80-90 словами в минуту, а смысл остального теряется!»

Новый стандарт, обещают разработчики, разгрузит ребенка и пробудит желание учиться. Образовательный прессинг прекратится: вместо того, чтобы заставлять ребенка учиться, его будут развивать как личность, заверила «МК» Татьяна Волосовец. При этом жестких планов обучения у детсадовских педагогов не будет — новый стандарт предоставит им значительную свободу в работе с детьми.

Правда, как именно воспитатели воспользуются данной им свободой, неясно. Разработчики нового стандарта не скрывают: стандарты отечественного педобразования не предусматривают подготовки выпускников к выполнению данной миссии. Поэтому на первых порах воспитателей придется переучивать на курсах повышения квалификации. А в принципе надо коренным образом менять все педагогическое образование в стране.



Партнеры