Школы растят «цифровых неучей»

А должны воспитывать будущих хакеров

17 ноября 2013 в 18:20, просмотров: 5726

Чтобы пользоваться компьютером или смартфоном, давно уже не нужно быть программистом. Однако существуют опасения, что поколение, выросшее среди высоких технологий, будет, как это ни парадоксально, поколением «компьютерных идиотов», не способных справиться с элементарными техническими затруднениями. И эту ситуацию нужно срочно менять, начиная прямо со школьных уроков информатики.

Школы растят «цифровых неучей»
фото: Геннадий Черкасов

— Дети не умеют пользоваться компьютерами! И это должно нас беспокоить, — возмущается британский учитель информатики Марк Скотт, по совместительству являющийся школьным сисадмином. — Многие родители рассуждают так: наш Джонни наверняка станет компьютерным гением, он постоянно сидит дома за монитором. У мам и пап имеется странная уверенность в том, что несколько ежевечерних часов, проведенных в Фейсбуке или Ютьюбе, наделяют их чадо компьютерными знаниями. Но навыки лазать по Интернету и запускать на экране кино и музыку — это владение компьютером на уровне «цифрового дикаря»! Большинство детей сегодня не умеют пользоваться компьютерами по-настоящему — так же как, скорее всего, не умеете и вы, читающие эти строки.

Да, популярно мнение, что надо быть специалистом в своей области, а хорошая зарплата специалиста позволит вам оплачивать услуги компьютерщиков, автомехаников и всех остальных — кто владеет теми умениями, которыми не владеете вы. С одной стороны, это так. Но с другой стороны, технический кретинизм и надежда на «того специалиста» становятся просто зашкаливающими, считает Марк Скотт. К нему, как к компьютерщику, постоянно обращаются его ученики и коллеги-учителя с проблемами, решение которых доступно каждому, но люди просто не хотят думать.

— Они жмут «OK» в диалоговых окнах, даже не читая сообщение. Они выбирают пароли типа «qwerty» или «12345». Они отключают компьютер, удерживая кнопку выключения, пока монитор не погаснет. Они теряют на столе иконку программы среди других иконок и считают, что программа «куда-то исчезла». Если программа зависает, они жмут одну и ту же кнопку снова и снова, пока все не испортится окончательно. Восстановление данных на ноутбуке или смартфоне после системного сбоя при помощи штатной функции резервного копирования — для них это уже «крутое хакерство»...

Как, черт побери, мы попали в такую ситуацию? Как может поколение, выросшее на новых технологиях, не знать, как их использовать?!

Марк Скотт считает, что в этом виноваты все те, кто добровольно облегчает людям жизнь, вместо того чтобы стимулировать и поощрять несложную работу головой:

— Я сам устанавливал дома все новые гаджеты, обновлял программное обеспечение и исправлял все неполадки на компьютерах, игровых приставках, смартфонах. В результате у меня семья цифровых бездарей...

Однако ситуацию можно и нужно переломить, уверен британский учитель. И сделать это могут школа и родители. Перестаньте решать за ваших детей проблемы, с которыми они сталкиваются в цифровом мире, и отпустите их в свободный полет! Возникли неполадки в компьютере — пусть чинят их сами, тем более что посоветоваться в Интернете и найти пути решения совсем не сложно. Купите им смартфон и выделите небольшую ограниченную сумму на покупку приложений к нему — пусть сами поймут, как отличить нужное от ненужного, а также как разработчики программ для смартфонов делают деньги на глупых потребителях бессмысленных и бесполезных «аппов». Поменяйте пароль на вашей домашней точке доступа Wi-Fi, дайте им текстовый файл с десятью тысячами паролей, среди которых один верный, и посмотрите — как быстро они откроют для себя язык программирования типа Python и напишут простенькую программку для перебора паролей! Точно так же должна действовать и школа — надо не учить пользоваться массовыми прикладными программами — этому они научатся и сами. Учите их интересоваться особенностями работы техники, учите их искать и находить решения проблем. Надо не защищать школьные компьютеры многочисленными программными блокировками «как бы чего не вышло», а объяснять детям азы компьютерной безопасности. Google и Facebook платят тем, кто находит уязвимости в безопасности их систем. А мы за попытки взлома школьной сети наказываем детей. Разве это правильно?

— Я хочу, чтобы люди, которые будут формировать наше общество в будущем, понимали технологии, которые они используют, — продолжает Марк Скотт. — Мы должны остановить рост технической неграмотности. Давайте уже сегодня готовить «поколение хакеров»!

— Что касается обучения информатике в школе, то проблема, на мой взгляд, заключается в самом подходе. Учат как мартышек, — согласен с размышлениями английского педагога Александр Воробьев, программист с большим опытом работы сисадмина и отец школьника. — Учат так: «Чтобы выполнить некую операцию, нужно зайти в меню «А», выбрать пункт «Б» и нажать кнопку «В». Как только пункт «Б» внезапно оказывается назван по-другому (к примеру, в свежей версии той же программы), у пользователя возникает «разрыв последовательности» и ничего не получается... Между тем весь софт подчиняется вполне определенной логике. И если объяснить эту логику, то человек разберется с любой аналогичной программой. Когда дети играют на компьютере, они совершенно спокойно запускают новую для них игру и играют. Им интересно, и они неосознанно поняли общую логику всех игровых программ, хотя ее никто не объяснял. Та же логика есть во всех остальных программах — только им это неинтересно, а в школе такого не дают...

Я в свое время обрадовался, что в школы будут внедрять Линукс — именно из-за того, что это заставило бы переработать обучение на более гибкий подход. И уже изучать, к примеру, не конкретно Word, а целый класс программ — «текстовые редакторы». У меня сын на своем компе с Windows спокойно работает с Вордом, а на моем, с Линуксом, так же спокойно открывает LibreOffice. Но все равно те компьютерные умения, что он получает в школе, меня не полностью устраивают — приходится дополнять самому!



Партнеры