Каждый третий диагноз эпилепсии в России – ложный

А симптомы настоящей болезни могут не заметить даже родные

Москвич Борис Г. в 38 лет вынужден был начать жизнь заново. В прошлом остались крепкая семья, престижная высокооплачиваемая работа. В настоящем — борьба за жизнь и надежда на лучшее.

А симптомы настоящей болезни могут не заметить даже родные

Все изменилось после того, как врачи поставили ему диагноз «эпилепсия». Через несколько месяцев пришло осознание того, что ему нельзя больше водить машину (во время приступа он попал в аварию и чуть не умер); что его больше не жаждут видеть в крупной компании (кому нужны припадочные?); что он уже не особо интересует красавицу-жену.

Таких как Борис в Москве — около ста тысяч человек. В мире пациентов с эпилепсией — 65 миллионов. И проблемы у них примерно одинаковые.

Древние греки считали эпилепсию вмешательством богов в жизнь человека и даже называли эту болезнь «божественной» или «геркулесовой». Христиане полагали, что ее природа — совсем не божественная, а бесовская. Эпилепсией страдали Юлий Цезарь, Сократ, Мольер, Нобель, Ленин, Наполеон, Флобер, Байрон, Стендаль, Достоевский... Сегодня такой диагноз стоит у 65 миллионов человек в мире, в том числе — более 350 тысяч в России. Ежегодно в мире количество больных увеличивается на 2,5 миллиона. Много это или мало? Как говорят эксперты, людей с эпилепсией сегодня более больше людей, чем с болезнями Паркинсона, Альцгеймера и ДЦП, вместе взятые.

Современная медицина многое знает о природе этого заболевания, однако людские предрассудки науке побороть до сих пор не удалось. Пациентов с таким диагнозом часто опасаются и считают ненормальными. Чтобы побороть этот стереотип, в конце марта в мире отмечают Фиолетовый день — день повышения осведомленности общества об эпилепсии.

Идея проведения «Фиолетового дня» (именно этот цвет благоприятно влияет на нервную систему и снижает уровень тревоги) принадлежит девятилетней девочке с диагнозом «эпилепсия» из Шотландии. Сначала ее поддержали в родной стране, а потом и по всему миру. И сегодня 26 марта в 120 странах, включая Россию, проводят различные мероприятия, цель которых — показать, что пациенты с эпилепсией ничем не отличаются от остальных и имеют право на нормальную жизнь.

К несчастью, от это болезни не застрахован никто — она может проявиться и у молодого, и у пожилого; и у мужчины, и у женщины; и у богатых, и у бедных. Спровоцировать болезнь может родовая травма, сотрясение мозга, эмоциональное потрясение, опухоль мозга, инсульт, некоторые генетические синдромы, даже токсические выбросы. Например, несколько лет назад ученые зафиксировали всплеск заболеваемости эпилепсией в Братске — в районе вредного производства. «И все же главенствующим фактором является генетическая предрасположенность. Далеко не у всех младенцев с родовой травмой развивается эпилепсия», - уверен основоположник отечественной эпилептологии, профессор кафедры нервных болезней МГМСУ им. А.И. Евдокимова, чл.-корр. РАН Владимир Карлов.

Увы, в нашей стране не так много квалифицированных врачей-эпилептологов. Да что там — такой специальности официально у нас вообще нет. Долгое время такие пациенты должны были лечиться у психиатров, что было своеобразным ярлыком. Сегодня заболевание официально признано неврологическим, однако в России прием пациента у невролога должен длиться не дольше 15 минут. Разве за это время можно понять, что происходит с человеком?

Может быть, поэтому примерно в каждом третьем случае диагноз «эпилепсия» ставится неверно. «Симптомы болезни схожи со многими неврологическими заболеваниями. В молодом возрасте нередко бывают приступы, которые могут неверно диагностировать, как эпилептические. Но самое ужасное, когда неверно диагностированным пациентам начинают назначать серьезное лечение», - говорит Председатель Российской Противоэпилептической Лиги Гагик Авакян. В то же время, продолжает профессор Авакян, многие люди годами живут с эпилепсией и даже о ней не подозревают. Ведь приступы могут происходить во сне, без судорог — так, что даже супруг не заметит. У некоторых больных судорог не бывает вообще — лишь отключение сознания.

Хорошая новость в том, что сегодня эпилепсия считается потенциально излечимой болезнью. Главное — правильно подобрать терапию. Если еще лет двадцать назад у врачей не было по сути ничего, кроме фенобарбитала, то сегодня в стране зарегистрировано более 420 препаратов в этой области (только за последний год появилось 4 новых). «Такой большой выбор с одной стороны — благо. С другой — врачу непросто выбрать подходящий пациенту препарат. А важно подобрать не только лекарство, но и его правильную дозу. Слишком маленькая доза может вызвать привыкание, слишком большая – отторжение. Однако когда терапия подобрана, многое зависит от пациента — если он прекращает лечение, риск внезапной смерти, который у пациентов с эпилепсией итак в 24 раза выше, чем у здоровых людей, резко возрастает. К счастью, сегодня выполнять назначенное лечение проще — большинство лекарств нужно принимать лишь раз в день, а не четыре, как было раньше», - рассказывает Владимир Карлов.

Однако бывают пациенты с устойчивостью ко всем лекарствам (таких, по экспертным оценкам, 25-30%). Таким помогает лишь операция на головном мозге. Зато врачи отмечают, что уже в течение пяти лет ждут появления генетического теста, который поможет достоверно определять, какие препараты и в какой дозе помогут конкретному больному с эпилепсией. Еще одна перспектива будущего — стереотоксическая имплантация электродов в определенные структуры мозга и носимый стимулятор, который «гасит» эпилептические приступы, в головной мозг (говорят, метод уже начали применять в США).

Врачи отмечают, что каждый человек должен знать, как себя вести, если вы окажетесь свидетелем эпилептического приступа. Необходимо уложить человека на бок, подложить что-то под голову, чтобы не было травмы. Можно уколоть пациента чем-то острым в кончик носа — такая нехитрая мера помогает быстро остановить приступ. Когда больной напряжен, ему ни в коем случае не стоит пытаться открыть рот — это чревато поломкой зубов. Когда он находится в состоянии конвульсии — рот стоит попытаться открыть. Однако не следует пытаться напоить человека водой или сунуть ему таблетку. Дождитесь, когда приступ кончится — после него пациент должен отдохнуть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру