Улица Куусинена. Дом культуры Всесоюзного общества слепых (ВОС). На втором этаже из-за двери кабинета слышны женские голоса — похоже, частушки запевают. “Вениамин Прокопьевич, к вам тут пришли”. Незрячий музыкант сидит, баян — на коленях, и он его так бережно приобнимает. Опрятный, в выглаженной голубой рубашке. На глазах коричневые солнечные очки. Прислушивается, улыбается.
В ансамбле “Русская мелодия” одиннадцать солисток и один солист, все в основном зрелого возраста. Среди них только одна женщина незрячая и две с остатками зрения, а остальные — видят.
За пальцами Вениамина Прокопьевича невозможно уследить — носятся по кнопкам с бешеной скоростью. Виртуоз, что и говорить! А уж когда поет, буквально преображается — лет эдак пятнадцать сбрасывает.
Но вот репетиция окончена, и певицы наперебой рассказывают о своем руководителе:
“Мы вот не профессионалы, а он привил нам свое чувство и понимание народной песни. Может, поэтому нас часто называют профессиональным коллективом”.
“Мы стараемся хоть немного приблизиться к его уровню исполнения, хотя это невозможно”.
“Он очень мягкий, лишний раз замечания не сделает. А если приходят люди, которые нам не подходят, он боится отказать”.
Незрячий виртуоз сидит напротив и ужасно смущается…
— Вениамин Прокопьевич, как и где вы учились играть?
— Я родился в Омске. Мои родители оба были незрячими. Но по наследству от них передалось не только это. От мамы с папой мне достался стопроцентный слух. Вот, скажем, если ударить ложкой по стакану, я всякую ноту слышу. С пяти лет играл на гармошке, с семи — на баяне. И с первого класса я уже играл в оркестре народных инструментов, на всех концертах аккомпанировал. С отцом и старшей сестрой мы выступали как трио, исполняли классические песни. Особенно запомнились с детства мелодии Даргомыжского “Ночевала тучка” и “На севере диком” Дмитриева. Восемь лет проучился я в школе-интернате для слепых. Уже с того времени летом я так просто не отдыхал, а в основном работал в пионерских лагерях баянистом, играл там пионерские песни с 13 лет. Инструменты дешевыми никогда не были, но родители мне их покупали.
— В детстве вы жили среди слепых. Тяжело было потом входить в мир зрячих?
— Да, поначалу общество у меня было замкнутое — все незрячие: и родители, и школа-интернат. А потом уже и не тяжело, я уже взрослый был. Нет, у меня общение было не тяжелое в этом зрячем мире.
— Вениамин Прокопьевич, а казусы, связанные с выступлениями, помните?
— В Минске был конкурс массовиков. Я был молодой тогда. Аккомпанировал двум ансамблям. А потом мне позволили еще и соло исполнить. И когда я начал играть (а играл я стоя), левый ремень оборвался, и получилось, что одной ногой я поддерживал баян, то есть стоял только на второй ноге. Это прямо акробатический этюд получился.
— Вы чувствуете звуки острее, чем зрячие люди?
— У нас — все звук. Вот я иду с кем-то и говорю: “Тут машина стоит”. А мне отвечают: “Как ты это понял?” А это звуки от предмета отражаются. Я чувствую сразу, что предмет какой-то есть. Даже если стол, то и его можно определить. Совсем, конечно, на всем не сосредоточишься. Но я чувствую, когда подходим к дому — от стен звук отражается. И по конфигурации почвы все помню. Мы стараемся все запоминать. У нас же все на память. Вот кто-то сказал номер телефона — запоминаешь. Или о нотах — вот зрячий по необходимости подставит себе ноты, а мы можем только по памяти играть. У нас поэтому память лучше развита. Вот у меня от природы средняя память, но ничего, хватает.
— Как вы стали преподавать?
— Я к педагогике специально не шел. Большую часть жизни работал в эстрадной организации как баянист. А к 1993 году работы стало меньше — рыночная экономика началась. И как раз тогда меня пригласили в Центральный дом культуры ВОС, там я основал свой ансамбль. И еще была причина, почему я пошел преподавать, — еще в молодости я руководил хором, занимался с солистами, когда работал в омском музыкальном институте. Опыт был. Кстати, в том хоре пели мои отец и сестра.
— Вот вы ансамблем руководите. Что важнее для вокалистов — голос или слух?
— Как известно, человек может иметь от природы талант и его не реализовать. А иной берет трудом. Но музыка — это все равно от природы. Если не дано ее чувствовать, то лучше ею не заниматься. Нужны обязательно и голос, и слух. Для вокалиста первичен голос. А слух — пусть средний, но не ниже нормального.
— Как вы добираетесь до центра культуры ВОС?
— Меня провожают. Когда супруга, когда, бывает, помогают участники ансамбля. На метро и на автобусе еду. В Москве, вы сами знаете, стало очень неудобно ходить. Все в основном для колясочников, а для незрячих ничего нет. Добираться вообще трудно. На концерты баян на себе ношу. И когда в концертной организации работал, тоже все время носил его. У баянистов так — чем баян лучше, тем вес больше имеет. Раньше был у меня баян 15 килограммов. Нынешний 10 весит. У нас так считается, что баянист должен инструмент всегда только сам носить. А если не можешь, значит, уже бросать надо.
— Вы создаете необычные трактовки песен, соединяете, казалось бы, несоединимое — русскую народную с шансоном. Почему?
— Не знаю, это бывает всегда неожиданно. Я соединяю вещи контрастные, они всегда ритмически очень хорошо соединяются. К примеру, французская “Мари” и русская песня “У Катюши горя много”. “У Катюши корова некормленая” — и вдруг во втором куплете появляется “Мари, которая не умеет стряпать и стирать, зато умеет петь и танцевать”. Необычно, а люди воспринимают хорошо. В общем, выбирал песни по схожей ритмике. И в то же время два сюжета, две истории совершенно разные соединял, и они становились как единое целое. Еще я соединил нашенские “Золотые горы” и “Чилиту”, некогда популярную песню. Я сначала думал, она испанская. Оказалось, что только стилизована под испанскую, а написал ее Оскар Фельцман.
— А как вы получили звание заслуженного артиста России?
— В 90-м году был конкурс. Среди всех баянистов я был старше всех — 48 лет, остальные молодые. Думал, что мне ничего не светит, и все-таки пошел — от общества слепых попросили. К тому же тот конкурс был особенный — в нем участвовали и баянисты, и гитаристы, и духовики с вокалистами. Это был первый и последний подобный всесоюзный конкурс, и вот на нем я получил первую премию. А через год, как раз к моему пятидесятилетию, от нашей организации Всероссийского общества слепых люди пошли в вышестоящие инстанции и сказали, что есть такой музыкант. Затем было собрание, на котором все проголосовали “за”, и я получил такое звание. По сей день в Москве я являюсь единственным заслуженным артистом во всем ВОС.
— Ваша супруга — зрячая. Я знаю, что она вас всю жизнь поддерживает. Как вы познакомились?
— Познакомились, когда я поступил в Гнесинское училище. Со мной учился еще один незрячий. Он был знаком с братом моей будущей супруги, Евгении Михайловны. Однажды она пришла к нам с братом. Мы стали близко общаться, и она перевезла меня к себе жить. Сначала мы не были еще официально женаты. Потом расписались, живем вместе уже 38 лет. Жена у меня швея, всю жизнь шила.
— Как вы представляете свою жену? Вы ее полюбили по голосу, по теплу руки?
— Первое ощущение — знакомство — всегда у нас происходит с голоса, а потом общаешься с человеком, ходишь вместе. Идешь рядом — сразу ощущаешь и фигуру, и все. Есть контакты в жизни, когда человека ощущаешь, а про жену уж и говорить нечего. То есть у нас все так же — глазами мы не видим, но потрогать можно. Это же естественно.
— Вы курите или, бывает, выпиваете?
— Не курил никогда. Это для меня как-то странно, я не понимаю, зачем это нужно. Сейчас совсем почти не пью, разве что винца в компании для настроения выпиваю. По молодости побольше употреблял, но тяги у меня к этому никогда не было. Не понимаю, зачем, если выпил, на второй день все это продолжать надо.
— А в компании танцуете?
— Танцую? Это слишком громко сказано. Приходится, если сама женщина или девушка водит меня, тогда да. Раньше многие танцы под баян были, и мне приходилось больше играть, чем танцевать. А вообще незрячие танцуют. В своей компании в нашем доме отдыха с кем-нибудь можно и сплясать!
— А на других инструментах играете?
— На фортепиано играю, конечно. Романсы могу саккомпанировать, песенки тоже играю. На домре в училище играл, а еще могу на аккордеоне. Есть у меня дома синтезатор. Я его с сыном купил. Синтезатор у меня простенький, “самоиграйка”, там заложена готовая мелодия уже и ритм.
— Кто ваш любимый композитор?
— И Шопен, и Бах. Люблю слушать орган, хожу на органные концерты. Баха сам играю. Вот с сыном рок слушал, группу “Металлика”, допустим, кое-какие песенки “Черного кофе”. Хочется иметь представление обо всем! Что-то нравится, что-то не очень, а представление надо иметь.
— Сын унаследовал от вас музыкальность?
— Моему сыну Константину сейчас 35 лет. Для меня самая главная радость в том, что он зрячий. Но, знаете, у моих родителей было пятеро детей. И, представляете, первые три девочки родились зрячими, без всяких отклонений в зрении. Но все они умерли в раннем возрасте. А затем появились мы с сестрой, незрячие. Год моего рождения 41-й, но, несмотря на голодные военные годы (война есть война), мы выжили. Мой сын не музыкант, но слушает музыку, очень любит и классику, и рок. Он пошел по маминой линии — как и моя жена, работает в швейном производстве, раскройщиком. Себе всегда сам шьет. Но вот мой племянник, в отличие от сына, как и мы с сестрой, незрячий. Он делает на компьютере фонограммы. Племянник перенял музыкальную направленность моей семьи — окончил омское музыкальное училище, тоже по классу баяна, как я.
— Как вы воображаете себе лето или осень? По ассоциации с запахами или с нотами? Осень — это какая нота?
— С нотами — нет, я не знаю. У тех, кто сочиняет сам, может, у композиторов, есть такое. А я ощущаю место, где нахожусь. Вот нахожусь я в лесу, там чувствую деревья, цветы. Вот в лесу все деревья потрогаешь, и даже привыкаешь, и знаешь уже, какое дерево. И листочки, и цветы знаю по запаху тоже. Если недобираю о чем-то, тогда спрашиваю, какого цвета.
— А цвета представляете?
— Цвет я, конечно, представляю. Я ведь немного видел до пяти лет. Немного цвета различал и сохранил их в памяти. Контуры не различал, а цвета помню. А потом — глаукома, и все закрылось.
— Сны видите? Какие сны бывают у незрячих?
— Что в жизни происходит, то в снах и есть. Мы говорим общие фразы, что “мы видим сны”, но я общаюсь во сне, то есть говорю или держу за руку кого-то, чувствую, будто иду по дороге. Откуда, скажите, возьмется картинка? Зрячий видит — ему картинки снятся, а у нас свои ощущения и восприятия. Я различал только цвета и совсем не знаю никаких картинок.
— Случалось ли, что вы кого-то просили описать окружающий мир, людей, природу?
— Люди, которые привыкли общаться с незрячими, они все говорят, что вокруг. Так что у нас информация все время идет. Не скажу, что мы очень отстаем. Стараемся больше знать о природе и так далее, не замыкаемся. Это я не только о себе, а обо всех незрячих говорю. Сейчас все, очень многие слепые, владеют компьютером. Есть программы-“говорилки”, там все говорится, что происходит на экране. Есть компьютер с брайлевской бегущей строкой, разные специальные системы.
Теперь очень много аудиокниг. В основном мне нравится художественная, именно чисто художественная литература. Достоевский и Чехов.
— Вы в Бога верите? Если никогда не видели Земли, его творений, как вы самого Бога представляете?
— Я Бога представляю, наверное, как высший разум, как отдаленное что-то. Я верю, очень верю в судьбу. Я по жизни ощущаю, что судьба меня ведет. Она связывает события и многое подсказывает сама. Только надо это очень тщательно анализировать, чтобы не идти против судьбы. Незрячий человек приехал в Москву. И как? Совсем в общежитие неудобно добираться было. А вот супруга совсем близко к институту жила. Тоже по судьбе вышло.
— Вы себя не ассоциируете с главным героем повести Короленко “Слепой музыкант”?
— Нет, потому что Короленко писал о совсем другом времени. И его герой — он был из богатой барской семьи, у него все совсем было другое. Тогда не было школ, а у меня уже с детства — интернат. А сейчас вообще, говорят, такая новая постановка вопроса, что незрячие должны учиться вместе со всеми. Я считаю, что это неправильно, потому что начальное образование лучше получить в специальной школе, чтобы было это все спокойнее, удобнее, комфортнее. Кто бы что ни говорил, у нас, у незрячих, менталитет другой. Да и ребята не могут нормально воспринимать слепых и инвалидов. Они недопонимают, что мы такие же люди, только с ограниченными возможностями, как сейчас называют.
У нас даже в школе были такие ребята, которые подходили и начинали ощупывать. Не знаю, я никогда такой метод знакомства не приветствовал, как и все остальные. Только если близкое общение — тогда другое дело, тогда прикосновения играют важную роль.
— Есть мнение, что слепые и глухие люди особо одарены. Вы согласны с этим?
— Нет, я с этим не могу согласиться. Очень все по-разному. Как у зрячих все разные, так и у слепых. Вот есть этот недостаток, и он далеко не всегда чем-то компенсируется. У слепых, я считаю, общение лучше, чем у глухих. Потому что у глухих только жестовый язык. А речь — это же очень много. Как говорится, сначала было слово.
— Правда, что слепые чувствуют людей? Не только на расстоянии различают, как и предметы, но и человеческие качества?
— Есть какое-то такое ощущение, но его, наверное, трудно зафиксировать. Знакомишься с человеком, поначалу слушаешь тембр. Добрый человек или нет. В тембре очень многое отражается, весь человек. По голосу ясно, как настроен собеседник: по-доброму или не очень. Вот вы мне сейчас вопрос задавали, улыбнулись, значит, вы по-доброму настроены.
— У меня лично сложилось впечатление, что вы намного полноценнее, чем многие зрячие.
— Может, это потому, что я очень много по большей части со зрячими общаюсь и нет у меня особой зацикленности на слепоте. Незрячего очень стимулирует общение со зрячими. Если мы с ними не общаемся, то замыкаемся. И зрячие тоже, как вы говорите, перестают на этом сосредотачиваться, и им кажется: “Да вроде он такой же”.