Гончарный круг педагога

В Москве всерьез взялись за обучение детей-инвалидов

Образование в столице стали давать не только тем инвалидам, чьи недуги не затронули интеллект, но и ребятам с тяжелейшими психическими нарушениями, прежде считавшимся необучаемыми, — тем, кто имеет серьезные психические заболевания. Результаты блестящие. Однако без рабочих мест для инвалидов-выпускников все достижения пойдут прахом.

Социальная адаптация и обучение инвалида — огромная работа. Чем раньше она начнется, тем больше шансов на успех, а то и на потрясающие результаты. Особенно если ребенок, пусть даже с самым тяжелым диагнозом, прошел все уровни образования: детский сад, младшую, среднюю и старшую школу, колледж. Его не только познакомят с окружающим миром, но помогут сгладить последствия заболевания, а то и выйти на уровень возможностей “массовых” детей. В любом случае начать качественно новую жизнь и резко снизить потребность в медикаментозном лечении.

Детсадовские победы

В отличие от социальных приютов, система качественного образования для детей с проблемами здоровья сложилась в Москве лишь в последние годы. Взять хотя бы московский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Детская личность”, включающий в себя детсад, начальную, среднюю и старшую школы, колледж.  

— У каждого воспитанника садика, например, здесь свой воспитатель с индивидуальной методикой и развивающими дидактическими играми. Эффект поразительный: после коррекции до трети воспитанников уходят в обычные школы и детские сады, — сообщила “МК” директор центра Лариса Буданова.  

Те, кому это не удалось, тоже пойдут вперед — из сада в младшую школу своего же центра. Две трети воспитанников — те, кому из-за физических недугов особенно трудно ежедневно добираться из дома до школы и обратно, — живут в школе, в смежных с классными комнатами спальнях на несколько кроватей. Треть детей — приходящие.

Школа жизни

Учат детей с тяжелыми заболеваниями и по стандартным программам, и по индивидуальным — по принципу “программа для ребенка, а не ребенок для программы”. Одновременно с учебной премудростью дважды в день загружают лечебной физкультурой и учат бытовым навыкам (семиклассники, например, на уроках домоводства пекут яблочные пироги, а потом на летней практике с удовольствием готовят для своих товарищей).  

В старших классах (с 10-го по 13-й) дают еще и специальность: швейное дело, малая полиграфия или работы с компьютером на выбор. Например, десятиклассники Володя, отрекомендовавшийся реалистом, и Давид (по собственному признанию, человек творческий) выбрали себе полиграфию. Уже сейчас оба отлично представляют весь цикл выпуска полиграфической продукции и многое делают на практике: к примеру, классные календари (дизайн — плод совместных усилий учеников и учителей, как признался Володя). Другая группа отделения социальной адаптации и подготовки занимается вышиванием — не только девочки, но и мальчики.  

Десятиклассница Маша говорит, что этим делом готова заниматься и после окончания школы. “В обычной школе я не успевала, — признается она, — а здесь мне очень хорошо”. После выпуска она сможет пусть немного, но зарабатывать самостоятельно, а не только рассчитывать на пенсию. И это реально: по договору швейной мастерской центра с фабрикой “Новатор” ребята шьют декоративные прихватки для горячего и подследники. В последний раз, по словам воспитателя, они заработали по 500 рублей. А есть еще премии и подарки от фабрики.

Шлемомышь: контакт первой степени

Даже в самых тяжелых случаях бывают чудеса. Для Саши, который не может говорить и писать руками, установили двусторонний контакт с окружающими с помощью шлемомыши — мишени, которая крепится на голову и посылает сигнал на веб-камеру компьютера. Мишень управляет курсором поворотом головы, что позволяет составлять послания на виртуальной клавиатуре _ надо лишь выучить буквы, а потом научиться составлять слоги и слова. Саша постиг эту науку за год. А потом написал свое первое письмо — бабушке в Германию: что любит ее, что скучает, что у него новая няня Ира и что он с ней ходит в школу. И тут же поверг в шок маму сообщением, что на самом деле не любит котлет, которые до тех пор считались дома его любимым блюдом. Улица с односторонним движением стала для него двусторонней.

Нужна работа

Многие ребята с ограниченными возможностями здоровья и даже с тяжелыми диагнозами хотят не только учиться, но получить специальность. Такую возможность им дает учеба в колледжах. Например, в московском технологическом колледже №21, где 200 из тысячи студентов учатся в коррекционных группах, 136 — глухонемые и 45 воспитанников имеют психические нарушения, в том числе серьезные. Есть группы автослесарей, есть — работников типографий. А в этом году набрали первую группу сурдопереводчиков, причем всех — с нормальным слухом. “Ребята хотят помогать слабослышащим детям в школах и в детских домах”, — рассказали “МК” студентки этой группы Настя и Олеся.  

Инвалиды же с самыми тяжелыми заболеваниями учатся работать в гончарной, швейной мастерских и в компьютерном классе — расписывают посуду, делают бусы, ткут ткани и шьют сумки, делают календари, рисуют картины и открытки. Среди их работ попадаются настоящие шедевры: в магазинах они бы ушли влет и за немалые деньги. Но такой возможности нет. Чтобы она появилась, государство должно сделать следующий шаг в поддержке людей с ограниченными возможностями. Шаг, без которого все усилия педагогов, а главное, самих ребят пойдут прахом. А именно — обеспечить выпускников-инвалидов рабочими местами.

Дорога в никуда

Нынешняя ситуация близка к критической.  

— Советская система трудоустройства инвалидов разрушена, а новая не создана. Многие предприятия не готовы к приему выпускников с проблемным здоровьем. В частности потому, что для сопровождения работы слабослышащих, например, нужны сурдопереводчики. А их нет, — констатирует директор колледжа №21 Николай Раздобаров.  

Проблема остра даже для его колледжа с отличной учебной полиграфической базой, на которой проходят практику студенты.  

— Здоровых выпускников работодатели разбирают, а ребят с проблемами слуха берут неохотно — только после долгих уговоров руководства колледжа, — признал руководитель мини-типографии Александр Макитренко. Та же проблема и у слабослышащих автомехаников. Что уж говорить о молодых гончарах и ткачах с более серьезными проблемами здоровья…  

— Чтобы решить проблему, в России нужно создавать социально защищенные предприятия с рабочими местами для выпускников-инвалидов, — считает замдиректора колледжа №21 по социальной подготовке и адаптации Ольга Волкова. — Например, Центр ремесел, под который можно использовать здания ПТУ, не набравших студентов. Или гончарные и ткацкие мастерские вроде тех, где они учились (именно по такой модели работают в Европе, и нечто подобное в виде малого предприятия сейчас пытаются создать для выпускников центра “Детская личность”). Одновременно рабочие места для инвалидов должны появиться и на предприятиях. Причем так, чтобы это было выгодно предпринимателю — через предоставление городских безвозвратных субсидий или снижение налогов. А сделать это может только государство.  

— В будущем году будет запущена программа “Безбарьерная среда”, — напомнил “МК” Николай Раздобаров. — Может быть, нам удастся понять безбарьерность шире и продвинуть оба направления в рамках этой программы. Ведь доступная образовательная среда — это не только пандусы для колясочников при входе. Прежде всего это толерантность общества.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру