России очень нужны мигранты

А «миграционная амнистия» нужна срочно

А «миграционная амнистия» нужна срочно

В последние месяцы тема борьбы с нелегальной миграцией остается ключевой в политической повестке дня страны. Сообщения о задержании мигрантов все больше напоминают сводки с фронта, и практически все — за малым исключением — политические силы вносят предложения, одно жестче другого.

Нельзя отрицать, что проблема существует и стоит остро. Однако давайте трезво посмотрим фактам в лицо.

Сейчас трудовые мигранты создают 7,56 процента ВВП России (в денежном выражении — 8,25 трлн рублей). И эта цифра будет лишь расти.

В ближайшее время мы столкнемся с последствиями демографического кризиса 1990-х годов, когда население России убывало со скоростью миллион человек в год. Если в 2011 году мы имели соотношение 635 нетрудоспособных граждан на 1000 трудоспособных, то к 2030-му пропорция будет иной — 831 на 1000.

К 2050 году плановая нехватка рабочих рук составит 10 миллионов человек.

Проще говоря, без мигрантов наша экономика не выживет. Ее потребность в рабочих руках «со стороны» от нагнетания политиками страхов никуда не исчезнет. Если российские граждане хотят жить достойно и в достатке, то им придется смириться с трудовой миграцией. Иначе они на своем кошельке почувствуют, как экономика страны начнет проседать.

Поэтому пора осознать, что «запретительные меры» не работают и работать не будут. Выход один — переориентировать миграционную политику. Стимулировать бизнес работать «в белую», а мигрантов — получать легальный статус.

Судя по всему, во властных коридорах это наконец осознали.

На днях Федеральная миграционная служба внесла в Госдуму проект закона, в котором, в частности, учла наше предложение — отменить квоты на прием на работу мигрантов. Квоты заменят лимитами для каждой отрасли экономики.

Это серьезный прорыв.

Сами подумайте, как может предприниматель заранее, за год с лишним, предсказать, сколько, каких работников да еще из какой страны ему понадобится? Последнее требование — квоты по странам, когда потребность в трудовом мигранте оценивается… по национальному признаку — просто иррациональны. Одно дело: «нам нужны 100 плотников из-за рубежа». И совсем другое: «дайте нам 70 китайцев и 30 узбеков».

Отмена квот, если законопроект примут, снизит административные барьеры и покончит с порочной коррупционной практикой, когда посредники оформляли мигрантов на работу за взятки.

Сегодня, чтобы оформить трудового мигранта, предприниматели вынуждены платить «в серую» посредникам от 15 до 40 тысяч рублей! Отсюда и нищенская зарплата мигрантов, приравнивающая их труд к рабскому. На бумаге иностранные рабочие имеют ту же зарплату, что и отечественные, но на руки получают гораздо меньше: разница уходит посредникам, которые берут мзду за «выбивание» квот.

Предлагаемая ФМС система на порядок прогрессивнее.

Если, к примеру, на строительную отрасль выделят лимит в 30 процентов мигрантов, то из каждых 100 рабочих мест предприниматель может 30 занять иностранцами. Пока не совсем ясно, как будут рассчитываться эти лимиты, но это уже техническая проблема. Мы считаем, что доли, или лимиты, должны быть гибкими — не стоит фиксировать их раз и навсегда. В идеале бизнес сам должен определять, сколько и каких трудовых мигрантов ему необходимо.

Тем не менее ряд спорных и проблемных моментов все-таки есть.

Например: как закрепить приоритет найма российских граждан перед иностранными работниками? Сначала в новом законе хотели обязать предпринимателей публиковать данные о наличии вакансий на местной бирже труда, и только если за месяц-два российские граждане не откликнутся, нанимать мигрантов. Сейчас предприниматель должен будет на той же местной бирже труда получить справку, что на эту вакансию не претендуют российские граждане. Здесь, как нам кажется, присутствует элемент избыточного регулирования, который создает риск возникновения коррупции — уже вокруг выдачи этих справок.

Однако изменение миграционной политики — дело долгое. А перед страной ребром стоит вопрос: что делать с теми, кто уже приехал и нелегально работает в России? И его нужно решать незамедлительно.

Сколько сегодня в стране трудовых мигрантов, никто точно сказать не может. По разным подсчетам, от 3,6 до 11 миллионов человек. Более половины из них работают нелегально. К ним предъявляют много претензий: из-за них, дескать, растет преступность, они плохо социализируются в обществе, не хотят интегрироваться, не соблюдают санитарные нормы… Но все эти проблемы проистекают не из факта трудовой миграции, а из нелегального статуса людей.

И лучший выход — постараться ввести всех работающих в России мигрантов в прозрачное правовое поле, а не высылать из страны. Тем более что затраты на депортацию могут оказаться просто гигантскими.

Институт бизнес-омбудсмена подготовил проект «миграционной амнистии», при подготовке которого мы учли опыт аналогичных мероприятий в США, Греции, Италии, Франции, Австралии.

Под «миграционной амнистией» подразумевается массовая легализация мигрантов. Для этого должен быть соблюден ряд условий.

Мигрант должен иметь трудовой контракт с работодателем, зарегистрироваться в налоговой службе и получить ИНН.

В свою очередь предприниматель должен приобрести миграционный полис для своего работника. Он будет включать медицинское страхование, страховку от причинения ущерба третьим лицам, а также оплату депортации мигранта, если вдруг он нарушит российское законодательство. Мы считаем, что работодатель также обязан платить за мигрантов социальные страховые выплаты (бывший ЕСН). Все это обойдется предпринимателю примерно в 30 тысяч рублей в год.

В сухом остатке предприниматели только выиграют. За счет того, что им больше не придется платить мзду посредникам и коррупционная составляющая сойдет на нет, трудовые ресурсы обойдутся им дешевле на 10–12 процентов. А сами мигранты начнут платить налоги в бюджет России. Они будут дорожить своим легальным статусом, в результате чего снизится количество нарушений и преступлений с их стороны. По нашим подсчетам, свой труд смогут легализовать более 3,6 миллиона человек.

Подчеркну: мы не говорим о предоставлении трудовым мигрантам гражданства России. Более того, по моему убеждению, трудовая миграция не может быть основанием для получения гражданства. А срок трудового договора не должен превышать трех лет.

Одновременно надо разработать меры, которые предотвратят необходимость повторной «миграционной амнистии». То есть мы должны раз и навсегда сделать регистрацию и пребывание в России трудовых мигрантов делом простым, понятным и удобным. Организовать дело так, чтобы работать с нелегалами стало просто невыгодно.

По нашим подсчетам, только единоразовый доход государства от проведения такой амнистии может составить 74 млрд руб. Затем примерно такая же сумма будет ежегодно поступать в бюджет в виде налогов.

Как видите, и экономически, и политически, и социально массовая легализация трудовых мигрантов полностью оправданна. Это в интересах нашего государства и общества. Необходимо лишь проявить политическую волю и принять правильное решение. Пусть оно и находится в противоречии с сиюминутным желанием большинства, но будет всем во благо.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру