Разбор полетов. Что станет с сочинскими трамплинами?

Александр УВАРОВ: Очевидна необходимость привлечения в сборные зарубежных тренеров и специалистов

 Пока сборная России по футболу готовится ко второму ключевому событию этого года, МК" продолжает обсуждать первое - Олимпиаду в Сочи. На этот раз у нас в гостях президент федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья Александр Уваров. Российским прыгунам похвастаться нечем, но посыпать голову пеплом там тоже не собираются.

 
Александр УВАРОВ: Очевидна необходимость привлечения в сборные зарубежных тренеров и специалистов
Фото: skijumpingrus.ru

- Как бы оценили выступление сборных России на Олимпиаде? Совсем провал или все же есть положительные моменты?

- Ни одна сборная, ни один спортсмен сборной по прыжкам и двоеборью не справился с решением тех задач, которые они ставили перед собой на соревнованиях на Олимпийских Играх.

Как это выглядит в разрезе сборных: Прыжки на лыжах с трамплина среди мужчин - в командных соревнованиях предусматривалось попадание в 6 лучших. Сборная не прошла в финал соревнований, завоевав 9 место в соперничество с откровенно слабыми командами США, Канады и Южной Кореи. В командных соревнованиях российские спортсмены показали на Олимпийских Играх свои худшие результаты, даже по сравнению с результатами в индивидуальных соревнованиях.

В индивидуальных соревнованиях предполагалось, что на трамплине К-95 Ирина Аваакумова войдет в 6 сильнейших спортсменов,

Максимочкин войдет в 20, а Хазетдинов и Ромашов - в 30 лучших спортсменов, на трамплине К-125 лидер и капитан сборной Дмитрий Васильев войдет в 10 лучших, а при благоприятных условиях и в шестерку сильнейших.

В командных соревнованиях предполагалось бороться за 6 место.

В двоеборье тренеры и спортсмены рассчитывали на попадание в 30 в личных стартах и на 8 место в командных соревнованиях. Фактически заняли последние места во всех дисциплинах.

- Как складывается ситуация с тренерами и подавал ли кто-то в отставку?

- О своем намерении завершить карьеру главного тренеру после завершения сезона заявил в прессе Александр Арефьев, правда, в федерацию официального обращения от него не поступало. В принципе, это поступок мужественного и ответственного человека.

Результаты, которые показали наши спортсмены на олимпийских играх в Сочи неудовлетворительные, но, на самом деле, они отражают состояние и уровень развития нашего спорта в стране. Поэтому если и отправлять в отставку, то всех кто занимается развитием данных видов спорта в стране, начиная с президента федерации и заканчивая директорами спортивных школ и тех, кто отвечает в субъектах федерации за работу с резервом и развитие базовых видов спорта.

Изменения в сборных, равно как и в федерации - совершенно нормальный процесс. Происходит смена поколений среди спортсменов, думаю, в ближайший год-полтора она завершится. Это естественным образом вызовет движение и в тренерском составе. Но я сразу хотел бы заметить, что кем - бы не осуществляли эти изменения, они будут носить характер перестановок. В условиях острого дефицита кадров у нас нет лишних людей, нет ненужных тренеров. Каждому должно найтись место с учетом опыта, знаний, способностей, интересов и желаний.

Что касается санкций в качестве меры ответственности, то ведь это не самоцель. У ответственного человека, к каковым я отношу себя, своих коллег по федерации и тренерскому цеху, самый строгий судья - это ты сам. Тут важно не впасть в другую крайность, не податься "самоедству" или соблазну действовать по принципу "до основания, а затем..." . Впереди большая работа и ее делать надо будет с тем потенциалом, с теми людьми, которые есть в данных видах спорта, извне всех не десантируешь.

Хотя очевидна необходимость привлечения в сборные зарубежных тренеров и специалистов.

- То есть какая то перегруппировка сил предусматривается?

- Безусловно. Если прежние подходы не дают эффекта, значит либо их надо совершенствоваять, либо новые вырабатывать и осуществлять, а лучше всего совершенствовать старые и дополнить их новыми. Революции здесь противопоказаны, надо чтобы эволюция шла быстрее, чтобы на смену экстенсивным методам быстрее приходили интенсивные.

Нам предстоит очень много сделать, чтобы превратить в настоящие центры развития, подготовки сборных комплексы трамплинов в Нижнем Тагиле и Чайковском. Их как можно быстрее надо вывести из состояния арендодателей, наполнить научно-методической компонентой, чтобы каждый спортсмен приезжающий на сбор проходил через качественную диагностику, а его инвентарь, экипировка через тестирование. Чтобы при них начали работать спортивные интернаты, курсы повышения квалификации тренеров. Чтобы сборные команды были прописаны к ним, а не к Москве, где ничего кроме федеральных органов управления для нашего спорта нет.

- Какие перспективы развития прыжков и двоеборья после ОИ, известно ли уже будут ли достраивать объект в Сочи детскими трамплинами?

- Решения пока нет. Строго говоря, строить детские трамплины рядом на той же площадке, что и олимпийские соревновательный трамплины "Русские горки", на мой субъективный взгляд, не целесообразно по причинам отсутствия рядом расположенных жилых массивов. Не будут же маленьких детей из Сочи или из Адлера возить на тренировки за 50 километров? Но они крайне необходимы, и не только в предгорье Красной Поляны или в другом месте вокруг Сочи, но и в республиках Северного Кавказа. Без строительства детских трамплинов вокруг, на Юге трудно будет загрузить соревновательные трамплины, они будут не эффективно эксплуатироваться и в конечном счете превратятся в "потемкинскую деревню".

- Судя по всему вы остаетесь на посту президента федерации?

- Ответа пока нет. Но в любом случае, мне 66 лет, я знаю, куда мне уйти - это будет мое личное решение, которое я приму до отчётно- выборной конференции . Это и будет моим ответом на вопрос об ответственности.

- Вы уже нашли основные причины провала, давайте называть вещи своими именами, на Олимпиаде? Например, что произошло с Максимочкиным, который в первой попытки показал один из первых результатов, во второй - остался в последних?

- Причин много. Как всегда в таких случаях невезение соединяется с неумением … За 4 года произошло три изменения в тренерском составе и в прыжках, и в двоеборье... И обойтись без этой чехарды не удалось. Можно было бы ничего не делать, но тогда бы мы не поняли, что делать дальше. К сожалению, через эти ошибки надо было пройти. С чем было это связано? По просьбе первого тренера, приглашаем известного зарубежного специалиста. А дальше отношения главного тренера с новыми австрийскими специалистами не складываются, меняется главный тренер. Приходит самый подготовленный в нашей стране специалист, который понимает и физиологию, нагрузки, планы и так далее... В нашей стране очень немного тренеров, которые способны составить план подготовки. Он приходит и начинаются противоречия, теперь уже у него . Правы и те, и другие... Наши правы в том, что мы не можем российских спортсменов готовить, как предлагают иностранные наставники по ряду причин: индивидуальной подготовкой нашим прыгунам заниматься негде и не с кем, плюс плохое представление иностранцев о нашей географии, когда Ипатов и Кустова из Магадана в Мюнхен – это не из Инсбрука в Гарахов. Они слетали туда-обратно и все, спортсмен кончился. И в Магадане негде заниматься... Опять же у нас понятие "профессиональный спортсмен" пока ещё не наполнилось должным содержанием, они привыкли к тому, что спортсмен самостоятельно готовится к стартам, а мы через централизованную систему подготовки, на каждом этапе переучиваем спортсмена. Мы в двоеборье с этим столкнулись: пришли норвежцы и предложили интенсифицировать гоночные нагрузки. Интенсифицировали! Бегать лучше не стали, прыгать стали еще хуже.

Следующая проблема - мы не сумели подвести спортсменов к Олимпиаде на пике формы.

И третий момент - заряженность на победу. Это не просто слова, состояние заряженности должно сформироваться, должен быть вкус победы. Если они не одерживаются постоянно, просто заказать результат, прийти и победить - невозможно. Мол, «я себя берегу к Олимпийским Играм, а там покажу результат»... Стремится побеждать надо всегда, если чувство утрачено, то трудно рассчитывать на серьезный результат. Это не значит, что спортсмены НЕ боролись, но это другое состояние. Это вопрос воспитанности, не позволяюшей довольствоваться достигнутым...

- Наверняка остались положительные эмоции от Олимпиады... Даже любопытно, какие?

- Прежде всего, я поражен как Сочи подготовился к Играм. Учитывая, с какими трудностями нам пришлось столкнуться при создании нашего комплекса "Русские горки", президент ФИС признал, что именно наши соревнования были лучшими на открытом воздухе... А ведь он видел их немало! И мы эту оценку принимаем на свой счет, извините уж за нескромность. Потому что трудов праведных положено немало и я хотел бы сказать "огромное спасибо" всем людям, которые вместе с оргкомитетом обеспечивали подготовку. Это было просто блестяще!

- Какое ближайшее соревнование будет проведено на сочинских трамплинах?

- Есть несколько замыслов, которые надо воплотить в жизнь. Правда, для этого надо понимать, в чьем управлении будет комплекс находиться, какие будут условия эксплуатации, в том числе ценовые. Сочи - город недешевый, проводить там тренировочные мероприятия непросто. Мы хотели бы проводить там ежегодный Гран-При. Сейчас подготовили письмо с предложением в адрес немецкой лыжной федерации провести матчевую встречу. Все знают, какой ажиотаж такие матчи вызывают в футболе. Считаю, что мы достойны сотворить нечто подобное и в прыжках на лыжах с трамплина. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру