Колосков рассказал, действительно ли чемпионат мира в России был лучшим

"Проблема наследия» была и в Бразилии, и в ЮАР, и в Японии"

Едва завершился футбольный чемпионат мира-2018, как в Калининграде состоялось заседание президентского совета по развитию спорта. Речь больше шла не об итогах форума, а о так называемом его наследии. Что делать со всем тем богатством, которое наплодили к мундиалю на территории нашей необъятной? И главное – кому?

"Проблема наследия» была и в Бразилии, и в ЮАР, и в Японии"

А вот кому адресовать вопросы по поводу будущего нашего футбола при столь благоприятном эмоциональном фоне, сомнений не было. Вячеслав Колосков руководил им 26 лет, а ещё в 1980 году был избран вице-президентом ФИФА. Его авторитет в международном футбольном сообществе по сей день не вызывает сомнений.

- Для начала несколько слов об организационных итогах события, в подготовке к которому вы тоже принимали участие. Всем удовлетворены?

- Могу судить только по Москве, по Лужникам, по спартаковскому стадиону. Больше нигде не был. Здесь всё прошло образцово-показательно. И не только для тех, кто подъезжал на машинах и ходил в VIP-ложи. Мои дети, внуки частенько добирались на метро, шли на самые обычные трибуны. И остались всем довольны. Транспорт, полиция, волонтёры – все работали оперативно, вежливо, профессионально.

- Вряд ли кто-то больше вас видел чемпионатов мира воочию. Действительно наш – лучший из всех?

- Да, это моё 10-е мировое первенство. Но я не привык давать таких категоричных оценок. Не могу сказать, что в 2006-м в Германии или в 1982-м в Испании чемпионат был организован хуже или оставил менее яркие впечатления. Другое дело, что многие от России такого не ждали. И были удивлены увиденным. Ноу-хау в виде паспортов болельщиков, которые служили заменой визы и по сути билетами на транспорт, огромным числом волонтёров. И, конечно, безупречной безопасностью, что выгодно отличало Россию от Франции двухлетней давности.

- Но надо заметить, что страна с массой социальных проблем позволила себе потратить безумные средства, да ещё освободила ФИФА от налогов. Так шиковать кто-то разве себе позволял?

- Да все тратили огромные деньги. Не было страны, которая осилила такое событие на старом наследии. Корея и Япония вложили гигантские средства. А что предстоит Катару – в страшном сне не приснится.

Наши траты считаю вполне разумными, тем более что средства уже возвращаются в бюджет. За счёт огромного количества туристов и подписанных за это время контрактов. Кроме того, есть прекрасное наследие, которое не измерить никакими деньгами.

- Понятны восторги президента ФИФА Джанни Инфантино. А как ваша, старая гвардия отнеслась ко всему увиденному?

- Встречался со всеми официальными лицами. В неформальной обстановке беседовал тет-а-тет с генсеком ФИФА Фатмой Самура. Говорила со мной не как с официальным лицом, а как с ветераном организации, поэтому ничего не старалась приукрасить. Тем не менее никаких нареканий от нее не услышал. Что касается моей плеяды, то рядом всегда сидели многолетние коллеги по ФИФА турок Эрзик, бельгиец Дуге и Лефкаритис с Кипра. Они как раз проехали по многим городам и делились самыми лучшими отзывами.

- Потемкинских деревень нигде не обнаружили? Вот в Самаре и Нижнем Новгороде уже дороги рушатся, в Волгограде стадион поплыл…

- Это несчастье. Проливные дожди везде оставляют свой след, будь то Волгоград или Сан-Франциско. Во всяком случае – ни один из моих товарищей не сказал, что их где-то пытались надуть, выдать желаемое за действительное.

- Сами на каких матчах побывали?

- На всех московских, кроме одного.

- Теперь - к «наследию». Только на специально построенные к чемпионату стадионы потрачено 150 миллиардов рублей. Не будем рассуждать об эффективности владений, поскольку дело уже сделано. Не станут ли многие из арен одноразовыми, как это случилось в Бразилии?

- Не только в Бразилии, но и в Южной Африке, Корее с Японией... Конечно, такая проблема существует. Для нас она тоже актуальна. Но президент дал поручение министру спорта разработать детальный план загрузки объектов. Значит, этот вопрос на самотек уже не пустят. Не случайно же отведен пятилетний срок на плавный переход арен из одних рук в другие.

- Но вот, скажем, главный стадион страны Лужники разве не будет простаивать?

- Конечно, будет. Но финал Кубка России, матчи сборной не оставят его совсем безжизненным.

- 95 тренировочных баз собираются перепрофилировать под некие центры подготовки юных спортсменов. Но мы уже настелили множество полей, где теперь играют банкиры и хозяева рынков…

- Не везде они используются целевым образом, но здесь речь о центрах подготовки. То есть о местах, где должна быть собрана элита юношеского футбола. Пока на 90 мы точно талантов не наберем. Однако было указание президента. А в нашей стране их принято беспрекословно выполнять.

- Все это уйдет в пустоту, если не вкладывать в саму систему детско-юношеского спорта. Для тренеров будут созданы достойные условия?

- В футбольных академиях всё есть, работать и заниматься там одно удовольствие. Что касается рядовых ДЮСШ, то они входят в систему образования. Если учитель зарабатывает 40 тысяч рублей, почему тренер должен получать больше?

- Вы не хуже меня знаете, что после больших турниров частенько остается выжженная земля с точки зрения интереса спонсоров. Так было после сочинской Олимпиады, когда в спорте абсолютно умер рекламный рынок. Не похоже, что и сейчас в наш футбол рекой польются частные инвестиции.

- Рекламный рынок в данном случае работал исключительно на ФИФА. А РФС, напротив, получит возможность подписать новые контракты. На фоне успешного выступления сборной проблем со спонсорами не возникнет.

- Но это речь о сборной или институте сборных, а как сложится ситуация в клубном футболе?

- Не знаю. Вопрос сохранения профессионального футбола – главный на повестке дня. А он у нас умирает.

- Перед чемпионатом мира прекратили существование «Амкар» и «Тосно», на ладан дышит «Анжи». А это – клубы Премьер-лиги. Я против вливания бюджетных денег в футбол, но мне странно, что руководители регионов идут наперекор тренду.

- Меня это уже не удивляет. Перед губернаторами стоит задача выполнения социальных обязательств: зарплаты, пенсии, образование, здравоохранение, повышение уровня жизни. С них за это спрашивают. Если у кого-то есть лишние деньги или большая любовь к футболу, местный клуб живет. Но всё меньше тех, кто готов ради него рисковать своим креслом.

- В Саранске на первый дивизион пришло 26 тысяч зрителей – это радует. Но как в целом поддержать интерес к футболу после чемпионата мира? Вот президент Татарстана Рустам Минниханов предложил разрешить продажу пива…

- Один из вариантов, но не основной. Хотя пиво у нас любят. Да и деньги хорошие оно в бюджет того же Татарстана принесло. А регион, понятно, не самый пьющий. Здесь все средства надо использовать, чтобы сохранить для людей комфорт чемпионата мира.

- Министр спорта Павел Колобков просил сохранить паспорта болельщиков и для внутренних соревнований. Не потеряем ли так часть зрителей?

- Надо составить аналитическую записку, на основании которой рассмотреть все плюсы и минусы этих паспортов.

- Вы являетесь почётным президентом РФС. Что так сейчас происходит, кто будет руководить организацией?

- Всё стабильно. Есть законно избранный президент (Мутко – «МК»), который взял паузу на полгода.

- А они разве не прошли?

- Я дни не считаю. Да и он сказал это на словах, документов не подписывал. Может, не полгода, а 7 или 10 месяцев…

- Сложилось ощущение, что во время чемпионата мира Виталия Мутко будто прятали, но сейчас удостоили похвалы. Почему не возвращается, когда допинговые страсти уже улеглись?

- Не знаю, кто его прятал. Он просто не выступал, поскольку не являлся уже председателем оргкомитета. Это вполне логично.

- Тем не менее именно он солировал на конференции РФС перед чемпионатом мира, хотя уже и спорт в качестве вице-премьера не курировал. Не совсем понятная ситуация…

- Не был, не знаю.

- Валерий Газзаев активно выступает с футбольными инновациями. Уже начал подготовку к борьбе за пост главы РФС?

- Он выставлял свою кандидатуру на предыдущих выборах – и уступил тогда в честной, на мой взгляд, борьбе. Сегодня кардинальная смена власти в футболе на повестке дня не стоит. Во всяком случае, официально.

Сюжет:

ЧМ-2018

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27738 от 24 июля 2018

Заголовок в газете: Вячеслав Колосков: проблема наследия стояла после всех прошлых ЧМ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру