Ольга Корбут просится домой

“Я сказала Виталию Мутко, что хотела бы делиться опытом с российскими гимнастками. Он обещал подумать, но пока все повисло в воздухе”

“Я сказала Виталию Мутко, что хотела бы делиться опытом с российскими гимнастками. Он обещал подумать, но пока все повисло в воздухе”

Ее улыбка и косички покорили весь мир. Когда “советский воробышек” подпрыгивал на брусьях, преодолевая земную гравитацию, у зрителей замирали сердца… Но так вышло, что Ольгу Корбут больше ценили за границей — после перестройки чемпионка по спортивной гимнастике эмигрировала в Америку. И теперь живет в городке Финикс, штат Аризона.  


В канун своего 55-летнего юбилея Ольга Корбут призналась “МК”, что готова к новой “петле” судьбы. Она очень хочет перепрыгнуть океан и вернуться в Россию.  

Но не уверена, что сможет приземлиться здесь на ноги.

Олимпиада в Мюнхене, 72-й год… Ольга Корбут, сверкая своей знаменитой улыбкой, готовилась сделать свой коронный номер — подпрыгнуть на верхних брусьях, в считанные секунды сделать в воздухе петлю назад и приземлиться обратно на верхние брусья. Она до сих пор не помнит, в чем ошиблась, когда упала на маты… Трибуны затихли, девочка плакала, спрятав лицо в ладонях, маленькие косички дрожали… Зрители у экранов телевизоров по всему миру рыдали вместе со спортсменкой.  

— За ту неудачу зрители прониклись к вам искренней симпатией еще больше... Вы считаете, что проиграли или выиграли нечто большее, чем золотую медаль?  

— Я и тогда не проиграла, хотя мне и было очень обидно, — с легким “заокеанским” акцентом отвечает по телефону Ольга Корбут. — Поскольку боролась я не за медали, а за результат. И хотя журналисты всегда вспоминают мою первую неудачу, я считаю, что полюбили и узнали меня во всем мире за жизнерадостную улыбку.  

— Когда вы приехали в Америку, вас встречал сам Никсон...  

— Персонально мне подали машину прямо к трапу самолета, а когда на конференции ко мне подошел Никсон, я его не узнала: “Какая же ты маленькая!” — с улыбкой посмотрел он на меня сверху вниз. “Ты тоже не большой мальчик!” — не полезла я за словом в карман. А потом выяснилось, что передо мной президент США.  

— Вы тогда уже хорошо знали английский?  

— Я поняла, что язык мне необходим, после того как приехала на показательные выступления в Японию, а вечером вышла погулять и потеряла дорогу к своему отелю. Прохожие меня не понимали. Потом я нашла ключ от своего номера и показала название отеля полисмену, тот проводил меня — оказалось, это всего в двух кварталах, но урок я запомнила надолго.
 

— Наверное, вам непросто дался уход из большого спорта вскоре после Олимпиады 1976 года — тогда пришлось снять из программы вашу знаменитую “петлю”…

 — В большом спорте я перенесла 23 перелома и 4 сотрясения мозга, и в именно во время Олимпиады в Монреале старые раны дали о себе знать — после первого соревнования я начала откровенно хромать. И поняла, что пора завязывать… Мне предложили быть тренером советской сборной по спортивной гимнастике, для этого надо было состоять в партии, а я потеряла партбилет. За такое в Союзе было “наказание” — на год исключали, а я не могла столько простаивать. А из Атланты мне поступило предложение заключить тренерский контракт. И я приняла его.  

— А сколько лет вы еще делали “петлю” после этого?  

— Впервые я сделала петлю случайно и совершенствовала этот номер в течение 20 лет. Даже после переезда в Америку в 1988 году оттачивала мастерство на показательных выступлениях. Сейчас я “петлю”, конечно, уже не делаю — для этого надо постоянно тренироваться. Хотя нахожусь в хорошей форме, все-таки я разработала и преподаю специальную программу по шейпингу, которая подходит для любого возраста — от 5 до 90, с ней можно есть что угодно и прекрасно выглядеть. 

— Что, и гамбургеры едите?  

— Я все же пропагандирую здоровое питание, а фастфуд — это помойка! Сама придерживаюсь овощной, фруктовой диеты… Хотя люблю пиццу, но не заказываю в ресторанах — всегда готовлю сама.
 
Взлеты и падения

Сегодня Ольга Корбут не замужем. После 22 лет совместной жизни в 2000 году она развелась со своим мужем, солистом “Песняров” Леонидом Борткевичем. Он не прижился в Америке и вернулся в Белоруссию, и, хотя с бывшей женой его разделяет океан, они по-прежнему считают друг друга близкими людьми…  

— Мы созваниваемся почти каждый день, — говорит Леонид Борткевич. — Ольге там очень нелегко приходится.  

— Символично, что вы познакомились в самолете, который летел в США…  

— Это судьба… В 73-м году мы с “Песнярами” впервые летели в Америку. И попали в один самолет с гимнастками. Стали знакомиться. Я не был настроен на шумную компанию, и Ольга тоже забилась в укромный уголок салона — начали скучать вместе. И проболтали с ней семь часов кряду. “Я никогда не выйду замуж за артиста или спортсмена”, — призналась мне она со смехом. Тогда наши пути разошлись, а через год Ольга позвонила мне ровно через несколько дней после того, как мне изменила первая жена. Сама она тоже должна была выходить замуж, но поссорилась с женихом-спортсменом и буквально сбежала из-под венца. Когда она показалась у меня на пороге, я был ошеломлен ее красотой. “Можно войти?” — разрядила обстановку моя будущая жена. И вошла в мою жизнь на 22 года.  

— Вы сразу решили пожениться?

— Мы сразу стали жить вместе. А поженило нас ЦК, нам позвонили из партии и устроили сюрприз: “Завтра у вас свадьба, банкет заказан!”. Пришлось приглашать друзей на огромной скорости. Собралось человек пятьсот, даже Кобзона пригласили…
 
— А платье невесте тоже предоставили?  

— Платье ее дожидалось долго… С ним вышла интересная история. Еще во время первого приезда в Америку одна фирма решила сделать рекламу на имени Корбут, прознав о ее помолвке с тем самым несчастным белорусским спортсменом: они прислали Ольге свадебное платье, о чем написали все местные газеты. Однако потом подарок пропал из номера, о чем опять сообщалось в криминальных новостях… И платье вновь подбросили на порог.  

— У Ольги осталась психологическая травма от того, что тренер Кныш слишком упорно добивался ее?  

— Да, нам пришлось вдвоем преодолевать эту проблему. Хотя она отзывалась о нем с большим уважением. И когда пристрастия Кныша к малолеткам выплыли наружу, мы вместе пошли к прокурору и умоляли закрыть уголовное дело. Все-таки она любила его на каком-то своем уровне.  

— Сын Ричард был долгожданным?  

— Ольга как раз ушла из спорта, в Союзе ей назначили пожизненное содержание в размере 300 рублей, и три года путешествовала с “Песнярами” по всему Союзу, это было самое счастливое время в моей жизни. И жена была избалована заграничными поездками, а вот родину совсем не знала. Мы боялись, что после стольких травм она не сможет родить, у нас долго не получалось… Ричарда мы назвали в честь моего деда, польского князя.  

— Вам пришлось пережить и тяжелое время: второй ребенок родился мертвым, а потом Ольга сама чуть не скончалась из-за несчастного случая… Как вы с этим справились?  

— Несчастья и впрямь одно время преследовали нас. Особенно трудно пришлось Ольге. Второму ребенку уже и имя придумали, хотели Ванечкой назвать. Но за день до родов белорусский врач неудачно осмотрел Ольгу… Мы так и не выяснили, что случилось на самом деле. Нам все звонили с поздравлениями на следующий день, а мы плакали в трубку, сообщая о горе. Ольга была в страшной депрессии, она пыталась забыться в новых достижениях — занялась спортивной выездкой лошадей, но перед одной встречей с журналистами в конюшне конь сбросил с седла и пробил копытом грудную клетку. У Ольги было три внутренних кровотечения, на моих глазах в больнице она чуть не умерла — уже начала синеть, когда ей сделали переливание крови… 
 
Аризонская мечта

— В Америку мы решили уехать не только из-за соображений карьеры, а еще и после чернобыльской катастрофы, которая сильно ударила и по Минску, — говорит Ольга Корбут. — Мы переживали за здоровье сына.  

Но Леониду Борткевичу пришлось оставить ради этого свое любимое дело…  

— Я целый месяц передавал свои обязанности оставшемуся составу группы, — говорит он. — В Атланте нам выделили дом, Ольгу окружали поклонники, она тренировала гимнасток и ездила с показательными выступлениями, а я два года вообще сидел без дела, занимался с Ричардом, которого мы устроили в местную школу. Потом разослал резюме, и одна фирма пригласила меня продавать фототехнику, чем я и занимался пять лет.  

— Что же заставило вас вернуться в Белоруссию?  

— С Ольгой у нас были хорошие отношения, но я сильно скучал по родине и по любимому делу. И понял, что профессия для меня — смысл жизни, когда меня пригласили на фестиваль в Белоруссию. Я снова вышел на сену, спел “Березовый сок”, зал встал… А я ушел за кулисы и заплакал. Когда вернулся в Америку, сказал Ольге, что больше так жить не могу. Если честно, в Белоруссии была и женщина Светлана, в которую я давно влюбился, но Ольге не изменял… Она дождалась меня спустя десять лет.  

— Ольга спокойно вас отпустила?  

— Она все поняла, мы же близкие люди… Чтобы она не осталась одна, я даже сам прислал ей жениха из Белоруссии. Наш общий друг Алекс давно был в нее влюблен, мы отправились с ним к консулу, честно рассказали, зачем хотим отправить Алекса в Америку. Тот все понял. И какое-то время Ольга жила с ним, но потом они разбежались — не сошлись характерами.  

— Почему ваш сын Ричард тоже вернулся в Белоруссию?

— Он выучился в Америке на программиста и проявил такой талант в этом деле, что американские спецслужбы поймали его на хакерстве. Предложили либо сотрудничество с ними, либо депортацию. И Ричард выбрал второе — сейчас у него своя фирма в Белоруссии. А Ольга осталась в Америке совсем одна.  

— А что за темная история, когда в 2002 году Ольгу задержали за кражу в супермаркете?  

— Да она просто кошелек забыла в машине, продуктов-то было всего на 19 долларов. Ольгу арестовали, так как русские часто воруют в магазинах. А при обыске в ее доме нашли поддельные купюры — их Ричард напечатал из баловства. Пришлось вносить за Ольгу залог — 600 долларов.  

Корбут призналась репортеру “МК”, что ею всегда интересовались американские мужчины и одному из них она недавно отдала предпочтение.  

— Но никаких подробностей, чтоб не сглазить.  

— Ольга, в 2008 году, впервые за 20 лет, вы приезжали в Москву. Вы смогли бы жить в столице России?  

— Во время того визита я сказала Виталию Мутко, что хотела бы делиться опытом с российскими гимнастками, мне есть чему их научить, у меня колоссальный опыт. И я бы оставила свою прибыльную деятельность в Америке ради этого. Он обещал подумать над предложением, но пока оно повисло в воздухе. Странно, но я много езжу по миру, все страны меня приглашали на Олимпиады. А вот позовут ли в Сочи, я не уверена…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру