Для кого-то — это культурное и техническое наследие, для остальных — просто транспорт для поездок в выходные. И каждое направление заслуживает признания: и полное восстановление, и капитальный ремонт подобных машин требуют вложений, времени и усилий.
Восстановление — это, по сути, создание автомобиля заново. Как говорит владелец мастерской «Антикварные автомобили», цена серьезных работ для моделей уровня «Жигулей» или «Волг» доходит до примерно трех миллионов рублей. Капитальный ремонт — более мягкий и дешевый способ: требуется привести в порядок движок, шасси, отдельные кузовные элементы. Аутентичность обычно стремятся сохранить, но нередко идут на обоснованные усовершенствования.
Часто выбор ретроавтомобиля связан с семейной историей — машина достается по наследству от дедушки или отца. К таким экземплярам отношение особенно трепетное. Но если раритет выбирают сами, то обычно останавливаются на «Жигулях». Причины ясны: низкий начальный порог — рабочий автомобиль можно купить за сто тысяч рублей, обилие деталей и круг единомышленников.
Как рассказывает администратор паблика «Боевая классика» и создатель группы sombersa club в ВК, посвященной кастомным «Жигулям», сейчас именно эти автомобили наиболее популярны среди молодежи:
— Наше поколение берет «Жигули» и «Лады», так как они более ликвидны: продать или отреставрировать их намного легче, чем «Москвич» или «Волгу». Есть детальные руководства по любым доработкам, много специалистов, да и запчасти легко найти. Сообщество отзывчивое и живое...
Культ тольяттинской «классики» подкрепляет и универсальность их образа. Эти автомобили отлично принимают JDM-стилистику — имитацию японских спортивных машин 1970–1980-х годов, либо превращаются в итальянский ретро-образ, как напоминание о модели FIAT, на которой была основана конструкция.
Далее по востребованности идут нижегородские «Волги» и «Победы». Причин тут несколько. Эти машины изначально воспринимались как представительские и редко применялись «для работы» — на них не перевозили сено или строительные материалы. Даже таксомоторы содержались с надлежащим уходом. А стиль, схожий с американским, побуждает кастомайзеров строить на их основе хот-роды и лоу-райдеры, отдаленно похожие на Chevrolet или Lincoln. При этом настоящие поклонники «Волги» стремятся оставить ее первоначальный вид. Член клуба «ГАЗ-21» Юрий Рябкин рассказывает:
— Когда-то «Волга» казалась чем-то недоступным. В кино она связывалась с богатством и властью. Для многих нынешних хозяев это шанс осуществить детскую мечту. К тому же «Волга» чувствуется почти как родной человек — автомобиль с нравом и душой, увлекательнее множества новых машин...
А вот «Москвичи» сейчас оказались на периферии ретроинтереса. Причина не только в их малой распространенности, но и в инженерных нюансах. Бывший работник АЗЛК Николай Л. Делится мыслями:
— Основная сложность при выпуске «Москвичей» была в качестве заводского крепежа — болтов, гаек, шайб. Слабый контакт резьбы вел к тому, что соединения ослабевали от тряски. Это уменьшало прочность всей конструкции. Кузовные панели из крупных штампов делались из иностранной стали — из Германии и Бельгии, она сохраняла геометрию. А наша начинала деформироваться уже через несколько месяцев...
По словам специалиста, российская мягкая сталь быстро ржавела. Межкристаллитная коррозия кузова возникала даже при качественной покраске. Только строгое следование регламенту — травление, промывка, грунт, эмаль — могло уберечь кузов от скорого разрушения.
Качество металла и соединений прямо влияло на срок службы машины, и именно этот аспект стал слабым местом «Москвича». Помимо этого, эти автомобили считались в СССР исключительно утилитарными, и использовались, как говорится, в хвост и в гриву. У них не имелось ауры «престижной» модели, как у «Волги», и не было народной привязанности, как у «Жигулей». Все это сейчас делает их нечастыми гостями на российских дорогах
Но уцелевшие «Москвичи» всегда привлекают взгляды: кто-то чувствует ностальгию, кто-то просто поражается — «Неужели они еще остались?» Их простой, почти игрушечный вид веселит детей, которые не понимают — это новая машина или старая. Она просто им симпатична. И в этом, наверное, и заключается вся тайна притягательности позабытых «Москвичей».