Знакомство с ней назначено на 2 ноября, когда на родине художницы традиционно начинается праздник Мертвых (Dia de Muertos). В ее честь главный кукольный театр страны в Концертном зале «Барвиха Luxury Village» устраивает горячую вечеринку. И сотни тысяч километров, разделяющие Россию и Мексику, не помешают погрузиться в атмосферу жизни неординарной личности, полную страсти и огня.
Фрида Кало – женщина удивительной судьбы, полной боли и преодоления, а ее искусство – способ пережить, выпавшие ей испытания. Оно стало своего рода манифестом, который по сей день вдохновляет потомков, – манифестом невероятной воли, индивидуальной красоты и страстной любви.
С самого начала жизни на долю Фриды выпали страдания. Она родилась на окраине Мехико в семье фотографа Гильермо Кало и Матильды Кальдерон-и-Гонсалес. Оба родителя часто болели (отец страдал эпилепсией), брак их был лишен любви.
Фриде не хватало материнской заботы – в семье было еще шесть детей. В 6-летнем возрасте она перенесла полиомиелит, из-за которого осталась хромой на всю жизнь (правая нога была тоньше и короче левой). Дети дразнили ее «кочергой».
Уже тогда проявился ее бунтарский нрав. Она не смирилась с ролью калеки. Несмотря на то, что пошла в школу позже других детей из-за болезни и была отчислена из монашеской школы за непослушание, Фрида поступила в элитную Государственную начальную школу, где изучала естественные науки, намереваясь стать врачом.
Туда только-только начали принимать женщин – на 2000 учащихся было всего 35 девочек. Фрида занималась боксом и участвовала в театральных постановках. Ходила в мужских костюмах и длинных мексиканских юбках, украшая волосы цветами, а грудь массивными бусами. Она стала воплощением эпатажа.
Говорила, что родилась 7 июля 1910 года – в день начала Мексиканской революции (на самом деле тремя годами раньше). Вместе девятью одноклассниками основала неформальную группу «Качучас», выступавшей против всего консервативного, и влюбилась лидера кружка – Алехандро Гомеса Ариаса. Она много читала, в том числе русскую классику, хорошо училась, была в центре внимания. Все казалось сложным, но прекрасным, и тут смерть второй раз подкралась к Фриде.
Возвращаясь с учебы, 18-летняя Фрида попала в жуткую автокатастрофу. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. 17 сентября 1925 года разделило ее жизнь на «до» и «после». Тройной перелом позвоночника и таза, сломанные ребра, одиннадцать переломов костей правой ноги, вывих плеча – еще не самое страшное. Металлические балка вонзилась проткнула ей живот насквозь, повредив матку, что лишило ее возможности иметь детей. Год Фрида Кало совсем не вставала с кровати. Впоследствии ей приходилось ходить в корсете (для поддержки переломанного позвоночника) и месяцами лежать в больницах. В тот момент отчаяния и одиночества в ней родился художник.
Вообще-то Фрида рисовала и до аварии – отец научил. В детстве она помогала ему ретушировать фотографии. Но после автокатастрофы, она долго могла находиться только в положении лежа, тогда отец сделал для нее специальный подвисной подрамник, а под балдахином кровати закрепил большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной стал автопортрет, которых потом она написала десятки. Тогда она еще не думала, что станет художником, просто нужно было как-то не сойти с ума.
Спустя четыре она восстала словно птица Феникс и поступила в университет и заодно в компартию. Она вновь оказалась в центре внимания и бурных дискуссий, вновь заблистала эпатажными образами, на нее устремились взгляды поклонников, одним из которых стал Диего Риверо. Фрида познакомилась с ним еще до аварии, когда он работал над масштабной росписью «Созидание» в Начальной школе, где она училась. Но то была короткая встреча, теперь судьба снова их свела, чтобы оставить рядом до конца. О Диего Фрида говорила, что он стал второй аварией в ее жизни.
Фриде – 22, Диего – 43. Она стала его третьей женой. Он был художником с мировым именем, она – еще толком никем. В яркую, невероятную, загадочную, немыслимую Фриду Диего влюбился без памяти. Но это не мешало ему изменять жене направо и налево, при этом до конца он оставался ее самым верным поклонником. Фрида рыдала из-за измен мужа и отвечала ему сторицей. У нее было много любовников и любовниц, очарованных ее кипучем темпераментом. И это не только Лев Троцкий, которые несколько месяцев жил с женой Натальей Седовой в доме Диего и Фриды. Эта самая легендарная интрижка Кало, которая стала последним приключением опального политика – когда Троцкий покинул дом знаменитого художника-коммуниста, его убили.
Однако самый продолжительный роман на стороне у Фриды был с Николасом Мюрреем – знаменитым фотографом, с которым она познакомилась пока жила четыре года в Нью-Йорке.
Мюррей – пионер цветной фотографии, он сотрудничал с ведущими журналами и издательствами. Его портреты – Марлен Дитрих, Джуди Гарланд, Элизабет Тейлор и других звезд – широко растиражированы. Когда Фриде с Диего пришло время возвращаться в Мексику, фотограф поехал за ней. Он мечтал жениться на Кало, но она держала его в любовниках. Их отношения продлились десять лет.
Кажется, всех вокруг Фрида покоряла своей непосредственностью. Она много пила, рассказывала скабрезные анекдоты, без стеснения ругалась матом, рассуждала о политике и философии. Она была умной и смелой. Неповторимой. На любой вечеринке казалась королевой, во многом потому, что всегда сидела ровно и прямо (иначе не могла), и эта стать – внешняя и внутренняя – покоряла.
Фрида бесконечно рисовала себя, задав моду на психоанализ и самоидентичность в искусстве. Но первая ее персональная выставка на родине случилась лишь в самом конце короткой и яркой жизни – в 1953 году. При том, что искусство Фриды Кало произвело сенсацию в Европе и Америке многим раньше – в конце 1930-40-х годах. На тот легендарный вернисаж во Дворце изящных искусств Фриду буквально внесли на руках.
Дело в том, что ходить она уже не могла. Фрида очень хотела детей, но каждая попытка заканчивалась выкидышем. После очередной беременности она чуть не умерла. На ноге началась гангрена и ее пришлось ампутировать. Боли в спине, тазе и ногах стали невыносимыми. В 1954 году 47-летняя Фрида заболела воспалением легких, которое не пережила. Есть, впрочем, версия, что Кало умерла от передозировки препаратов. Но вскрытия не проводилось – доказательством тому считают дневниковую запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».
Но Фрида, которая столько раз была на краю гибели, вновь вернулась. После смерти она стала бессмертной – ее портреты разошлись по всему миру, снова и снова к ее творчеству обращаются потомки. Сегодня Голубой дом в Мехико, где Фрида и Диего жили с 1929 по 1954 год, – один из самых популярных музеев в стране. Ее работы признали национальным достоянием – Мексика наложила запрет на их вывоз за границу. Выставка Фриды в галерее «Tate» в 2005 году стала одной из самых посещаемых в истории — её увидело около 370 тысяч человек.
Портрет Фриды красуется на американкой марке. Ее именем назван астероид, открытый в 2007 году. Фрида стала иконой стиля и силы воли. Жизнь в буквальном смысле переломала ей все кости, но она нашла в себе силы и мужество остаться на этом свете и быть собой – жить на полную катушку, танцевать танго до упада, любить и творить.
Все это в ярких красках и незабываемых образах можно увидеть 2 ноября в спектакле-вечеринке «Кто убил Фриду Кало» в Концертном зале «Барвиха Luxury Village». Перепетии ее судьбы – личной и художнической, полные страсти и нежности, как томное танго, которое дерзкая Фрида так любила, талантливо переданы творческой командой и актерами театра кукол Сергея Образцова. Зажигательная музыка, неожиданные ходы постановщиков, колоритный антураж, наконец, вовлечение зрителей в удивительное зрелище позволят пусть и ненадолго, но перенестись на латиноамериканский континент.