Новая выставка ГМИИ им. А.С.Пушкина в основном насыщена графикой, хотя есть и скульптура, и даже видеоарт. В силу особенностей экспонирования многие из графических работ экспонируются редко, а тут, как сказали кураторы, «легче назвать то, что выставлялось, чем то, что показываем впервые» — впервые экспонируемых работ настолько много! А еще по экспозиции два варианта маршрута: направо пойдешь — из сказки в реальность попадешь, налево — из кунсткамеры в миф. Но мы придумали свой — по животным.
Единорог, как все мы знаем, животное вымышленное. Работа «Благовещение (Мистическая охота на единорога)» Мартина Шопенгауэра выделяется на общем фоне техникой — роспись маслом и позолотой по дереву, кстати, это одно из самых старинных изображений на выставке (1489), редкая иконография, особенно для живописного произведения: Гавриил, подобно охотнику, трубит в рог, преследуя единорога, который находит свое спасение и символизирует Христа, — художник создавал эту работу для доминиканского монастыря, поэтому собаки на изображении — не только символ добродетели, но еще и прообразы доминиканских монахов.
Носорог — главный символ новой выставки, и его мы находим на работе Альбрехта Дюрера, его «Носорог» (1515) появился в эпоху великих географических открытий, когда путешественник Марко Поло повидал носорога, но что за чудо-юдо рыба-кит перед ним, он не знал наверняка, поэтому, описывая носорога, имел в виду единорога, так уж вышло. Многое в увиденном «единороге» его удивило, например, слоновьи ноги, дикий вид, шерсть. Когда в начале XVI века в качестве дипломатического подарка индийского султана португальскому королю преподнесли носорога, народ был в шоке, а зверь мгновенно стал суперзвездой. Несмотря на то что многие носорога живьем не видели, это не помешало его запечатлеть — все же событие было значимое. Не довелось познакомиться с носорогом и Альбрехту Дюреру, тем не менее он создал сначала рисунок, а затем гравюру, изобразив его с долей собственной фантазии и одновременно задав «формулу» изображения экзотического зверя на 250 лет вперед. Что он уловил блестяще, так это мощь зверюги — но добавил ему панцирь и чешую на ногах, что умножает силу животного. А пейзаж за носорогом — как у «Джоконды».
Нельзя не отметить еще одну работу, контрастирующую на общем фоне, как бы сказали зумеры, «с русским вайбом», и главный герой, несмотря на это, зверь нехарактерный для нашего климата — слон! Один из первых слонов, который посетил Россию, предположительно изображен на гравюре неизвестного мастера «Сильный зверь слон» (первая половина XVIII века) — гравюра на дереве, расцвеченная акварелью. Слон был преподнесен в качестве дипломатического подарка из Персии, его везли на корабле до Астрахани, а затем пришлось два года идти пешком до Москвы — вот так, дорогу осилит идущий. Хотя слон вряд ли знал, куда и зачем он идет так далеко и долго, да еще и по незнакомой стране с неподходящим климатом. Видимо, по пути за ним превосходно ухаживали, раз он пережил столь долгий путь.