На 24 декабря 1925-го было запланировано проведение в Большом театре торжественного вечера, который посвящен 20-летию первой русской революции. Публику собрали по пригласительным билетом весьма заслуженную – ветераны-большевики, партийные и советские руководители, военачальники, деятели культуры… Одним из главных пунктов программы стал премьерный показ новой кинокартины о событиях той революционной поры – «Броненосец «Потемкин». Однако уже в последний момент выяснилось, что создатели фильма не успевают закончить работу над его монтажом к установленному дню.
Пришлось кинематографистам действовать в авральном порядке. Главные авторы – режиссер Сергей Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ, захватив с собой коробки с уже готовыми первыми частями своей ленты, отправились в Большой театр к началу торжественного вечера, а помощник Эйзенштейна Григорий Александров (в будущем – автор знаменитых советских кинокомедий) остался в рабочем помещении - заканчивать монтаж последней части «Потемкина».
Завершив эту работу, он сел на предусмотрительно приготовленный мотоцикл и помчался на нем из Замоскворечья (там находилась Первая госкинофабрика – бывшее предприятие Ханжонкова) в центр. Однако по закону подлости техника подвела: неподалеку от Иверских ворот Китай-города «бензиномотор» непоправимо заглох. Впоследствии Григорий Васильевич вспоминал, что ему тогда пришлось, прихватив коробку с рулоном смонтированной пленки, буквально бегом преодолевать последние несколько сотен метров до Большого театра, чтобы успеть доставить на торжественный вечер «свежеиспеченную» финальную часть фильма.
Александрову было в ту пору немногим больше 20-ти. Молодой человек находился в хорошей физической форме, и потому свой экстремальный марш-бросок завершил благополучно, вовремя доставив ленту к кинопроектору, установленному в театральном зале.
Реакция зрителей, которым показали «Броненосец «Потемкин», превзошла все ожидания.
«…меня поразил гром аплодисментов, доносившийся из зала, - вспоминал позднее Г. Александров. - Но успех превратился в подлинный триумф, когда на экране появился поднимающийся на мачту «Потемкина» красный революционный флаг. Да, это был действительно красный флаг в черно-белой картине, - мы раскрасили его красными чернилами. Зал поднялся, и зрители устроили овацию нашему фильму. Оркестр прекратил играть (показ немого кино шел под музыкальное сопровождение – авт.) - все равно ничего не было слышно. Музыканты приветствовали картину вместе со всеми зрителями».
Уже вскоре негативы «Броненосца «Потемкин» были проданы в несколько зарубежных стран с правом изготавливать с них копии для массового показа в кинотеатрах. Революционный фильм-агитка русских получил большую известность. Запреты на его демонстрацию, объявленные кое-где, лишь подогревали ажиотаж.
Спустя несколько десятилетий, в 1958 году в Брюсселе по результатам международного опроса кинокритиков подавляющим большинством голосов «Потемкин» занял первую строчку в списке 12-ти лучших фильмов всех времен и народов. Подобный же рекорд установлен этой картиной Сергея Эйзенштейна и значительно позже. В 1978-м он возглавил перечень ста лучших фильмов по опросу киноведов мира.
Даже в XXI веке на фоне всех достижений и технических возможностей современного кинематографа «Броненосец…» не сдает позиций. В составленном британским журналом Empire в 2010 году списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа, снятых не на английском языке» эйзенштейновский ветеран расположился на третьей позиции.