Помню, что еще в нашем детстве в нулевые все «русское» считалось каким-то неправильным, не таким, отстойным, смеялись над теми, кто пел в народном хоре, то ли дело западные штуки! А сейчас тренд сменился, и на улицах немало модниц с осовремененными кокошниками на головах, Павлово-посадскими или оренбургскими платками, народ с удовольствием приобретает для дома гжель с хохломой, а в искусстве художники ищут современный русский стиль, по-разному раскрывая многообразные составляющие нашего культурного кода. В новой экспозиции в стенах особняка в Петровергигском переулке нас знакомят с искусством северных народов России, сибиряков и жителей Дальнего Востока.
Довольно быстро становится ясно, что выставка отчасти посвящена символу нового года — лошадке, которая, впрочем, один из любимых персонажей мастеров народного промысла. Самые разнообразные кони дают нам себя рассмотреть, но вещи здесь не просто красивые, они с загадкой, к ключу которой мы попробовали приблизиться.
Выставка пронизана новогодним настроением еще и потому, что здесь немало праздничных игрушек — советские подставочные елочные украшения в виде русской тройки с Дедом Морозом у руля, очаровательные дымковские игрушки в виде лошадок и даже праздничной елки, много предметов, связанных с зимней тематикой — фигурки из резной кости, изображающие охоту на медведя, оленеводов, макет нартов (узкие длинные сани для упряжки из собак или северных оленей) — все труды талантливых мастеров.
Немало потрясающих, тонких и искусных работ мастеров и мастериц — диву даешься, как на это способен человек, не использующий передовые технологии? Дыхание замирает возле панно «Вологодские кружевницы» Анны Кораблевой, выполненное в технике коклюшечного плетения (техника создания кружева, при которой отрезки нити наматываются на специальные деревянные палочки — коклюшки), тончайшая работа! Впечатляющая работа Алексея Кагай-Оола из Тывы, деревянные шахматы, где особенно умилительно выглядит фигура коня — он очаровательно улыбается!
Совершенно роскошные нанайские халаты из шелка с аппликацией и вышивкой, искуснейшая работа — фигурки из резной кости из Якутии, Тобольска и Чукотки, на лицах персонажей читаются их эмоции, отчетливо видны узоры на их одежде и орудиях. И это все сделано рукой человека и инструментами труда, а не на 3D-принтере, и без помощи всяческих лазеров и других ультрасовременных технологий.
А разгадка, в чем заключено очарование вещей, оказалась довольно проста: народное искусство родилось из домашнего ремесла, люди делали вещи для себя и своей семьи, а потому каждое изделие пропитано любовью, теплом и уютом.