Как установил суд, гражданин Бадаев (фамилии изменены) заключил с гражданином Джохаровым предварительный договор купли-продажи квартиры, стоимость которой стороны оценили в 2,6 млн руб. При этом Джохаров в виде аванса выплатил всю сумму, как это и было прописано в договоре.
Для передачи квартиры мужчинам оставалось заключить основной договор, но Бадаев, несмотря на многочисленные просьбы покупателя, этого не сделал. Договор не был подписан ни до того момента, который был оговорен в документе, ни после него.
Устав ждать, покупатель обратился в суд с иском о признании предварительного договора основным, и, соответственно, признании его права собственности на квартиру. Однако Избербашский городской суд отказал в удовлетворении иска.
Служители Фемиды решили, что договор не может быть признан основным - в нем прописано лишь обязательство заключить такой договор в будущем. Между тем, ни одна из сторон предложения заключить этот договор не направляла. В апелляционной и кассационной инстанциях Джохарова также ждало разочарование.
В Верховном суде с мнением коллег из нижестоящих инстанций не согласились. В определении суда указано, что по факту в иске идет речь не о признании предварительного договора основным, а о возложении на ответчика обязанности заключить основной договор купли-продажи. Кроме того, договор, в котором оговаривается внесение денег до передачи имущества, следует квалифицировать как договор купли-продажи с условием о предварительной оплате. Это условие Бадаевым выполнено не было, поэтому решения судов отменены, дело направлено на новое рассмотрение с учетом позиции верховного суда.