Полпредом президента в ЮФО в 2002 году был Виктор Казанцев. Практически все лето того года он и его подчиненные провели, разбираясь с причинами и последствиями сильнейшего наводнения. Ездили по северокавказским республикам, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Наводнений тем летом было, кстати, два. Одно — более крупное — произошло в 20-х числах июня. Пострадали сразу несколько регионов. Больше всего людей погибло в станице Барсуковской Ставрополья. Второе произошло в августе, и волной накрыло как раз район Новороссийска, который пострадал и теперь.
— Совпадения между наводнением 2002 и 2012 годов бросаются в глаза. Если не упоминать дат, то два стихийных бедствия можно перепутать! — вспоминает Аркадий Мурзаев.
— В чем именно схожесть событий?
— Во-первых, в обоих случаях все началось с проливных дождей. Пик наводнений в наиболее пострадавших населенных пунктах пришелся на ночь. Жертвы случились, как правило, из-за того, что люди не успели покинуть дома. И в 2002 году ходили слухи о том, что волна образовалась из-за сброса воды из водохранилища. Тогда обвиняли то Кубанское водохранилище, то Зеленчукское. Мы тщательно этот вопрос изучали и пришли к выводу, что никаких сбросов воды из водохранилищ не было. Уверен, что не было их и сейчас. Объем нанесенного ущерба и число жертв сопоставимы. Только в первом случае (2002) была более обширная география наводнения.
— Расскажите о причинах наводнения 2002 года.
— В первую очередь это, конечно, сильнейшие дожди, а также горная местность. Вода в этой местности прибывает очень быстро, в геометрической прогрессии. Надо сказать, что такие ливни в этой местности периодически случаются. Я сам родом из Новороссийска. Могу сказать, что там примерно раз в два года улицы внезапно затоплялись. Но в 2002 и 2012 годах количество воды было все-таки запредельным.
— Что скажете о роли «человеческого фактора»?
— Главной причиной наводнения 2002 года официально было названо невыполнение работ по расчистке русел горных и равнинных рек. Сток воды из-за этого был сильно затруднен. Мы констатировали также нарушение законодательства. Например, люди строили жилье прямо в руслах рек, что категорически запрещено. Их первыми сносило волной. Кстати, в Крымске еще в 90-х годах мне рассказывали о речке, которую не чистят, а наоборот — зверски захламляют. Речка в любой момент готова была разлиться и затопить дома. К 2002 году в принципе не осуществлялся комплекс мер по антипаводковым и антиселевым потокам. В советское время этим занималось целое управление, которое упразднили.
— И вот сейчас всех интересует: были ли приняты после ЧП 2002 года какие-то меры?
— Обсуждался вопрос восстановления упоминавшегося управления. Ходили даже разговоры о том, чтобы населенные пункты перенести из ущелий выше в горы. Но конкретных мер принято не было! Какие-то инициативы позабылись, какие-то с федерального уровня перекинули на местный. Природа такого разгильдяйства не прощает. Я знаю, что только Новороссийск пошел дальше выплаты пострадавшим компенсаций. Там серьезно отремонтировали ливневые канализации, прочистили водоотводы, по которым речная вода стекает в море. Возможно, поэтому жертвы в этом городе на сей раз оказались минимальны...