Россияне все больше едят азиатскую «быструю лапшу»: чем им это грозит

Россияне плотно подсели на южнокорейский фастфуд: чем это может обернуться

Закупки нашей страной южнокорейской лапши быстрого приготовления растут какими-то фантастическими темпами. Понятно, что есть категории людей, для которых такая не очень полезная еда входит чуть ли не в каждодневный рацион. Чем это им грозит и в чем феномен роста спроса на этот азиатский фастфуд, разбирался «МК» вместе со специалистами.

Россияне плотно подсели на южнокорейский фастфуд: чем это может обернуться

тестовый баннер под заглавное изображение

Ровно год назад сообщалось, что в октябре 2024 года наша страна нарастила закупки быстрой лапши у Южной Кореи до максимальных значений за последние 20 лет, заняв десятую строчку в списке самых крупных закупщиков (лидерами тогда были Китай, США и Нидерланды). Дальше — больше: в июле 2025 года к нам завезли этой лапшички на рекордные $5 млн. А в ноябре этого года объемы достигли «исторического максимума» в $5,9 млн (что на 79% больше, чем годом ранее!).

Так что сейчас РФ занимает уже пятое место среди стран — любителей южнокорейского фастфуда. Кроме нас в топ-5 вошли Китай ($37,7 млн), США ($21,1 млн), Япония ($7,3 млн) и Канада ($6,5 млн).

Это означает лишь одно: спрос на азиатские макарошки и супы быстрого приготовления у нас постоянно растет. В принципе, до объемов поглощения этой еды китайцами и американцами россиянам еще далеко (см. цифры выше), но все, как говорится, впереди.

Почему еще продажи растут, «МК» объяснила экономист Светлана Ильяшенко: «Лапша быстрого приготовления перестала ассоциироваться у потребителя с «бич-пакетом» как дешевым и сытным способом перекусить, не требующим кулинарных навыков. Потребители в России все чаще предпочитают лапшу, требующую варки или обжарки, вместо классического варианта «залить кипятком».

Кроме того, в последние годы у россиян растет интерес в целом к корейской культуре, включая кухню, особенно среди молодежи. По некоторым данным, порядка 35% россиян интересуются корейской культурой, и чаще всего их привлекает именно еда (47% респондентов). «Бренды создают глобальный культурный тренд и пользовательский контент (через блоги и социальные сети), который генерирует спрос, а также смещают фокус на обеспечение широкой доступности товара, включая онлайн-доступность (сейчас на полках некоторых ведущих розничных торговых сетей ассортимент корейских брендов лапши порой количественно превышает привычные российские бренды)», — отметила экономист.

Между тем нутрициологи, с которыми мы побеседовали, высказались, что такая лапша — в принципе, нормальный продукт, но только если он разовый!

Обратимся к истокам. «Это готовый к быстрому приготовлению продукт, как правило, состоящий из двух частей: сама лапша и пакетики с приправой/маслом, — рассказала «МК» нутрициолог Татьяна Попова. — Она делается из рафинированной пшеничной муки, соли и воды; чтобы она хранилась и быстро разваривалась, тесто пропаривают и либо жарят в масле (традиционный способ), либо сушат/холоднопрессуют (новые марки)».

Приправы, от которых «без ума» наши вкусовые рецепторы, содержат соль, усилители вкуса (например глутамат), сахар, стабилизаторы и ароматизаторы. «Не вся «быстрая лапша» одинаково плоха: есть сухие нежареные варианты и более «натуральные» приправы, но массовый продукт часто однотипен по питательной бедности», — пояснила нутрициолог.

Эксперт, в свою очередь, перечислила факторы, влияющие на рост популярности этой пищи: во-первых, это удобство и цена: хранится долго, готовится быстро — «идеал в суетливой жизни». Во-вторых, вкус и маркетинг: яркие упаковки, разнообразие вкусов, привычка, формируемая с юности (со студенческих лет, школьных походов и так далее). В-третьих, доступность: продается везде — от магазинов до автоматов.

В чем же ее вред? Прежде всего это высокое содержание соли. Обычная порция лапши содержит примерно 0,8–1,8 г натрия (800–1800 мг). В отдельных чашках или у особо соленых вариантов — до 2–3 г натрия и больше, что приближает или превышает суточную норму ВОЗ (соль ~5 г/сут.).

К вредным составляющим относятся также насыщенные жиры и остатки масла (особенно в жареных версиях много насыщенных жиров и возможны следы трансжиров).

Ну и, конечно же, это добавки и консерванты: усилители вкуса (глутамат), ароматизаторы, стабилизаторы, а также стабилизаторное масло. При нормальном употреблении случайные дозы считаются безопасными, но постоянное сочетание большого числа добавок может дать накопительный эффект, что может привести к проблемам со здоровьем, в частности с ЖКТ, и ухудшению самочувствия. У такой лапши к тому же малая питательная ценность: в ней почти нет клетчатки, витаминов и качественного белка.

Некоторую опасность таит в себе и упаковка: при нагреве/хранении возможна миграция некоторых веществ из упаковки, поэтому с этим тоже нужно быть осторожным.

Главный вопрос — как часто можно это есть? «Реалистичная рекомендация: не чаще одной порции в неделю как часть разнообразного питания, но лучше реже, — говорит Татьяна Попова. — Но это для в целом здоровых людей. Людям с артериальной гипертонией, хроническими заболеваниями почек, сердечно-сосудистыми проблемами, беременным и детям нужно стараться ограничивать такую еду до 1 раза в месяц или вообще избегать».

Если кто-то ну никак не в состоянии обойтись без азиатского фастфуда, то для них есть практические советы: выбирайте нежареную/сушеную лапшу и изделия с пометкой «низкая соль»; откажитесь от пакетика приправы или используйте его половину. Хорошо бы добавить в блюдо овощи, белок (яйцо, курица, тунец) и зелень — так вы снизите вред и повысите питательность.

Студенты в общежитиях, гастарбайтеры на стройках, дальнобойщики… Это все те, кто наверняка чуть ли не каждый день употребляет такую пищу. Рыбаки, охотники, любители походов — не ежедневно, но часто. Всем им, увы, грозит со временем: повышение артериального давления и риск ишемической болезни сердца; нарушения липидного профиля (повышение «плохого» холестерина) и набор веса. Повышается риск метаболического синдрома и сахарного диабета 2-го типа. Жировая печень и хроническое воспаление при избытке калорий и плохом качестве жиров... У части любителей лапши может наблюдаться вздутие, отеки (из‑за соли), ухудшение самочувствия после частого потребления усилителей.

Словом, питаться надо разнообразно, тем более что ни один продукт не безопасен при ежедневном употреблении, если он беден питательными веществами и богат солью/жирами, как и это южнокорейское «лакомство»…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29672 от 18 декабря 2025

Заголовок в газете: Лапша быстрого потребления

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру