МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Советский психолог прокомментировал записку подростка, зарезавшего четвероклассника в подмосковной школе

Устроивший резню в школе подросток написал «манифест» перед нападением

Девятиклассник, напавший на школу и в приступе ярости убивший ученика «началки», действовал в лучших традициях жанра: много дней планировал нападение, мысленно упивался эффектом, продумал все детали и предвкушал, как все «обалдеют», когда он придет с ножом. И, конечно же, оставил «манифест». В нем подросток еще детским, непослушным языком, с трудом связывая слова в предложения, объяснил свой чудовищный поступок. Вместе с криминальным психологом «МК» проанализировал текст и обсудил проблему детской преступности.

Фото: t.me/mk_ru

Записка называется «Конец»: 15-летний парень исторг на бумагу все, что навеяли на него Интернет, кино, сериалы и игры — причем западного образца. Об этом свидетельствует лексика: в тексте читаются заокеанские переводные фразы, да и вопросы явно не нашего общества. Парень пишет о неких «белых мужчинах», вещает о «Великом Замещении», вспоминает Вальхаллу и другую кинематографическую и игровую чушь. При этом обещает ударить «в самое больное самым конченым ублюдкам, которых я ненавижу больше всего». И этим самым человеком назначает истринского четвероклассника…

Невозможно без досады и бессильной злобы читать всю эту пародию на романтизацию зла от маленького озлобленного человека. А можно ли было ему помочь? Найти и обезвредить? Как вообще распознать человека, который вроде как с виду нормальный, но в голове планирует отомстить всему человечеству?

Об этом «МК» спросил психолога Ирину Каленову — в советское время она работала в детском секторе Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при прокуратуре СССР. Теперь вместе с «МК» она составила психологический портрет человека, написавшую эту записку.

— Можно сказать, что это бедный несчастный ребенок, которого довели до отчаяния, — говорит психолог. — Кто его довел до отчаяния, неизвестно, это надо с ним разговаривать и выяснять. Все формулировки этой злостью и ненавистью пропитаны, но такие чувства не могли взяться с неба. Где он копался? На каких сайтах сидел? Видно, что не на российских. Переводные фразы читаются в тексте. Возможно, это «корявый» перевод видеоконтента, тех же игр. Но он накопал себе информацию, кого можно ненавидеть. Из текста это плохо понятно. Но у меня такое впечатление, что всех.

— Почему он решился взяться за нож?

— Ненависть разрывала его изнутри. Та ненависть, которой он не мог найти применения и не мог ничего исправить в своей маленькой жизни. Он искал способ выразить эту ненависть, избавиться от нее.

— Откуда она взялась?

— Скорее всего в школе неприятности. Проблемы с социализацией.

— Это проблема подростков? У них еще недостаточно развилось чувство самосохранения?

— 15 лет – критический возраст для этого. Но бывают и взрослые стрелки. Мы знаем, что в Америке этим занимаются взрослые молодые люди. Не в возрасте дело, а в незрелой психике.

Что касается самосохранения, то оно в таком состоянии не работает. Парня распирало от тотальной ненависти. Когда человека заливает чувство злобы или горя, или того и другого, то мозги отключаются. Чувство самосохранения находится на другом полюсе. Он самосохраняется тем, что избавляется от чувства ненависти. Это примитивное лимбическое, доставшееся нам от животных предков – убить, чтобы выплеснуть из себя распирающее чувство. Тигр не думает о самосохранении, когда нападает на соперника, вот и тут то же самое — тотальная злость.

— Как это можно было заметить? В школах ведь есть психологи, проходят тесты...

— Проза жизни в том, что школьный психолог на деле занят всякими бумагами. Он не в состоянии заметить состояние конкретного человека. Редкий школьный психолог может выцепить из большой толпы детей этого несчастного мальчишку. Классный руководитель тоже не заметит. Это часто бывает тот самый тихий омут, в котором черти водятся. Человек может хулиганить, шуметь, и им занимаются психологи и все вокруг. Гораздо сложнее с «тихим омутом», ведь непонятно, когда у него срывает крышу. А он в это время сидит в чатах и планирует «месть».

Это уникальный случай, когда ребенок начинает кидаться на других с ножом. Предусмотреть эти уникальные случаи сложно. Но, вспоминая свой опыт с предупреждением преступности, я считаю, что нужно обращать внимание на этих ребятишек, которые тихонькие. Если быть внимательным к этим тихоньким, то можно заметить, что с ним что-то не так. Лучше всего, чтобы это заметили учителя. Они сказали бы об этом родителям. И родители бы услышали. Но бывают такие родители, что такую агрессию проявят, что не дай бог. Поэтому на родителей все не стоит перекладывать. И в идеале, чтобы его довели до психологического центра.

Трагедия в школе Подмосковья: школьник напал с ножом, есть погибший

Смотрите фотогалерею по теме

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах