В одном из самых зеленых районов Москвы, рядом с парком, по адресу улица Дубки, 9а, расположился Кризисный центр помощи женщинам и детям при Департаменте труда и соцзащиты населения города Москвы — убежище для находящихся на грани отчаяния женщин, как его называют сами сотрудники. Там их тепло встретят сотрудники центра — врачи, юристы, психотерапевты и даже парикмахеры. Накормят, напоят, предоставят временный кров, помогут, если нужно, с трудоустройством, арендой жилья или оформлением развода, сделают новую красивую прическу («новая прическа — новая жизнь!»), научат создавать удивительные объемные открытки, а детей займут играми, развивающими занятиями или арт-терапией. Но главное — там отогреют и возродят к жизни их растоптанную мужем-тираном душу…
«Для каждой женщины, оказавшейся в трудной ситуации, первый шаг к свободе начинается с осознания, что она не одна, — рассказывает директор Кризисного центра Наталья Завьялова. — И в 2014 году по инициативе Сергея Семеновича Собянина был создан этот центр. Это был такой подарок москвичкам, потому что основная наша миссия остается неизменной с момента образования — это создание безопасного пространства для одиноких женщин и женщин с детьми, которые пострадали от всех видов насилия или оказались в трудной жизненной ситуации. Создавая это безопасное пространство, мы помогаем восстановить им психоэмоциональное и физическое равновесие».
За 11 лет в стенах учреждения и его филиале «Надежда» побывало более 3000 обиженных мужьями женщин, которые нашли здесь временное убежище. Это не считая тех, кто воспользовался психологическими, юридическими и другими услугами в рамках полустационара.
Всего в центре 35 койко-мест, и еще столько же в филиале «Надежда» (итого 70). Сейчас в главном центре на улице Дубки находятся 32 гостьи, а в «Надежде» — 28. «У нас тут нет очередей, потому что женщины чаще всего не хотят обращаться за помощью, им стыдно; они будут терпеть и надеяться, что муж-абьюзер образумится», — с сожалением говорит Наталья Завьялова.
Как правило, женщины остаются тут на срок от 2 до 4 месяцев. За это время профессионалы помогают им уладить все их дела. Детей, если мамы этого захотят, могут перевести в школу или детский сад поблизости.
Многие женщины, которые сталкиваются с насилием в своей семье, не решаются обращаться в такие центры, будучи уверенными, что их ждут казенное учреждение, голые холодные стены, чуть ли не спартанская обстановка… И такое же отношение. Но как мы могли убедиться, специалисты Кризисного центра делают все для того, чтобы их гостьи уже с порога ощутили созданный для них уют, чуткость и доброжелательность персонала, и даже в чем-то домашнюю атмосферу.
Добро пожаловать в приют!
Мы посмотрели, как живется женщинам в центре. В их распоряжении — уютные комнаты с двумя взрослыми и одной детской кроваткой, кабинет парикмахера и медицинский, светлая современная столовая (мамы питаются три раза в день, а детки — шесть!). Есть красочная игровая зона для детей, студия арт-терапии для детей и мам, спортивный зал. Кстати, если женщины захотят пройти курсы самообороны, то для них пригласят в центр тренера.
В детской комнате трое малышей лет пяти рисовали осенние сюжеты под чутким руководством педагога. «Арт-терапия очень важна и для детей, и для взрослых, а еще малыши очень любят песочную терапию — рисовать на песке. Это очень хорошо успокаивает», — говорит сотрудник центра. В другом помещении совсем юная мамочка, обнимая одной рукой своего малыша нескольких месяцев от роду, раскрашивала объемную открытку. А больше всего нас впечатлили два зимних сада, где проводятся встречи с психологами.
В спортивном зале центра две женщины занимались с инструктором пилатесом, одна из них довольно зрелого возраста. Директор рассказала, что жертвами насилия в последнее время очень часто становятся пожилые люди, бабушки и дедушки, которых дети или внуки «совершенно диким способом» порой избивают, отбирают у них пенсии или жилплощадь. К сожалению, это такой ужасающий тренд нашего времени…
Помощь и убежище предоставляются женщинам совершенно бесплатно. Нужны только паспорт, СНИЛС, справка о побоях или талон из полиции. Если несчастная так бежала от мужа, что не успела захватить с собой паспорт, это не беда: сотрудники центра имеют возможность зайти в Единый жилищный документ.
Женщины, пострадавшие от насилия, но временно проживающие в Москве и не имеющие постоянной регистрации, должны предоставить еще договор аренды или трудовой договор, подтверждающий, что она работает в Москве.
Но прежде чем новую постоялицу примут на временное проживание, собирается консилиум из психологов и других экспертов, которые слушают ее историю. Она пишет заявление, указывает, какую именно помощь она хотела бы получить и что она сама намерена сделать за время пребывания. Это все же не санаторий; здесь ей помогут начать новую жизнь, решить бытовые, юридические и другие вопросы, но нужно и самой что-то предпринимать.
Прозвучала и оптимистическая нотка в этом тревожном море информации: по словам Натальи Завьяловой, в 70% случаях происходит примирение, и женщины возвращаются домой. Но бывают и повторные обращения: таких было семь за годы существования центра.
Екатерина, бывшая жертва: «Мне было невероятно стыдно!»
Каждый год Кризисный центр при поддержке правительства Москвы проводит городскую социальную акцию «Не молчи!». «Это больше, чем просто спортивное мероприятие, — говорит Наталья Завьялова. — Это символ солидарности и понимания. Мы видим, что общество готово слышать и помогать тем, кто оказался в беде».
В нынешнем забеге в «Дубках» приняли участие более 500 человек. Это не только девушки и женщины, пережившие кризис в своих семейных отношениях и достойно вышедшие из него, но и члены семей и просто неравнодушные горожане, желающие своим участием поддержать жертв насилия. Участники бежали символическую дистанцию 2025 метров (по цифрам года). Всем марафонцам были вручены памятные сувениры, а победителям — кубки и подарки.
Одна из участниц забега, москвичка Екатерина, согласилась поделиться своей историей. Она пришла в этот центр два года назад вместе со своими двумя детьми и пробыла в нем четыре месяца. «Я столкнулась с агрессией мужа, — рассказала она. — Я была на тот момент в декрете, у меня на руках были полуторагодовалый ребенок и сын-подросток. Во время очередного скандала муж поставил точку в наших отношениях, ударив меня по лицу. Он меня и раньше бил, но чтоб вот так, чтобы я не могла скрыть побоев, было впервые. И вот так, с фингалом под глазом, я поняла, что надо что-то менять».
Молодая женщина была на грани нервного срыва. Хронический недосып и хлопоты с маленьким ребенком, а еще и тирания мужа, все это ее уничтожало… Подруга, видя ее отчаяние, дала ей телефон прямой линии психологической помощи, где ей и рассказали о Кризисном центре на улице Дубки. «Для меня он стал действительно спасением, потому что мне надо было куда-то уходить, а средств особо не было, гостиницу снять я не могла. Прямо ночью собрала вещи, детей в кучу, и пока мужа не было дома, мы сюда поступили».
Екатерина не хотела идти к родителям, потому что боялась их осуждения. «Почему женщины попадают в такую ситуацию? У нас ведь большинство считает, что женщина чаще всего сама виновата, довела мужа! Не так себя ведешь и прочее. Из-за подобного отношения к таким, как я, в обществе я испытывала в тот момент настолько сильное чувство стыда, что, как мне кажется, если бы я вышла обнаженной на улицу, мне не было бы так стыдно! Прежде всего, было стыдно перед детьми: их мать в отчаянии, не знает, что делать, с синяком под глазом…» (на этих словах Катя расплакалась).
Попав в центр, первый месяц она только спала, ела и гуляла с детьми в парке. Пыталась прийти в себя… «Сейчас я даже благодарна бывшему мужу за то, что он меня тогда ударил по лицу, это стало для меня последней каплей. Зато я смогла вырваться из этого нездорового климата, из этого абьюза».
За время, проведенное в центре, ей помогли и психологически, и с оформлением необходимых справок и документов, чтобы она смогла переехать на другое место жительства. С мужем она после пребывания в центре развелась. Но сейчас он общается со своим сыном, Катя ему не препятствует...
Психолог: «Отношения, где мы страдаем, — это не норма»
«Очень важно отличать каждодневные конфликты разной степени сложности от целенаправленного насилия в семье», — предупреждает заведующая отделением психологической помощи женщинам и детям Кризисного центра Любовь Выжанова.
Она подчеркнула, что нормальному человеку не хочется унижать другого человека. И если он случайно кого-то оскорбит и человек ему скажет, что ему это было неприятно и больно, то в норме (психологической) человек сделает для себя выводы и больше такого не повторит. Но есть определенная категория людей, которые испытывают наслаждение, удовольствие от того, что унижают других людей.
«Не бывает физического насилия без предварительного психологического, — продолжает эксперт. — Всегда идет апробация, а на что я способен, какие могут быть ответные действия от женщины в мой адрес? И если он один раз ударил, оскорбил во время спора и не сделал выводы для себя, а потом это произошло во второй раз, то мы должны задуматься, что такие отношения, где мы страдаем, — это не норма».
Цикл насилия, формируемый в неблагополучной семье, всегда идет на утяжеление. Время между конфликтами сокращается, а сам конфликт утяжеляется. И если такое происходит, то уже нужно обращаться за помощью к специалистам. А ни в коем случае не продолжать терпеть…