МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Все твари в гости будут к нам

«МК» узнал, какие животные приедут в Московский зоопарк в ближайшие месяцы и каким образом они это сделают

Животные Московского зоопарка не сидят на месте: не проходит и недели, чтобы кто-то из них не отправился на ПМЖ в другой город или страну. В то же время в Первопрестольную с той же регулярностью приезжают новые жители из-за бугра, чтобы поселиться на Пресне. Зоопарки мира постоянно обмениваются питомцами. Делается это для того, чтобы пополнить коллекцию редким представителем или создать идеальную пару для размножения. Звери летают самолетами и ездят в автомобилях, за их перемещениями тщательно следят специалисты. Корреспондент «МК» выяснил, насколько сложно собрать зверя в дорогу и принять редкого гостя.

Фото: Владимир Романовский

Зачем вообще отправлять животных в путешествия? Прежде всего потому, что они — живые существа, которые размножаются, а значит, нужно следить, чтобы между ними не было родственных связей. Бывает, что в один год в зоопарке народилось слишком много потомства у одного вида, и всем им уже тесно жить в одном вольере. Тогда сотрудник передает куратору информацию: у нас, дескать, излишки поголовья, и хорошо бы их отправить в другой зоопарк. В Москве такое каждый год случается, например, с копытными: дагестанскими турами и винторогими козлами. Ежегодно их самки рожают детенышей, которых потом переправляют в другие места. А бывает и наоборот: захотели наши зоологи экспонировать какого-нибудь нового зверя, скажем, льва, и заявляют об этом в Европейскую ассоциацию аквариумов и зоопарков. Специалисты смотрят, в каком зоопарке есть пара, которую можно соединить с расчетом на получение потомства. Связываются с ними и, если препятствий нет, запускают процедуру переселения.

Пока четвероногие родители «ходят» на свидания, потом вынашивают и вскармливают детеныша, наши зоологи готовят для новенького вольер. С этим все строго: абы куда питомца отправить не разрешат, нужно, чтобы в новом месте к его приезду были готовы комфортные условия для проживания. Так как одна из функций зоопарка — экспонирование животных, которых не встретишь на улице, то зоологи заинтересованы в том, чтобы заполучить питомца, редкого для нашего региона.

Подготовка животного к отправке происходит так: после согласования с другим зоопарком заключается официальный договор. Как правило, зоопарки не покупают друг у друга питомцев, а оформляют обмен в виде пожертвования.

— Следом идет самый длительный этап — согласование ветеринарной стороны, — говорит начальник отдела логистики зоопарка Татьяна Котова. — Веттребования у разных стран могут кардинально отличаться, прививки, приемлемые для России, могут быть запрещены где-нибудь во Вьетнаме.

Кстати, самые жесткие требования — у Китая: там все очень бюрократизировано по ветеринарной части. После утверждения ветеринарного сертификата дело за малым — назначить дату отлета, забронировать рейс и готовить животное к переезду.

Из всех видов транспорта питомцы зоопарка предпочитают пользоваться самолетом. Причина — на поверхности: скорость и минимальный стресс при перевозке. Автомобильные перевозки осуществляются, если зверя переправляют по стране или если в город назначения воздушный транспорт не летает. Стоимость авиабилета зависит от веса путешественника и города назначения. К примеру, рейс в Германию 300-килограммовому медведю обходится примерно в 9000 долларов.

Животные небольшого размера, которые помещаются в клетку до 140 см длиной, совершают перелет в багажном отделении обычных пассажирских самолетов. Другие пассажиры и не догадываются о столь необычном соседстве. Даже если на глазах у людей по полю провезут закрытый контейнер с медвежонком, никто не узнает, что внутри сидит хищник. Клиентам покрупнее приходится пользоваться услугами грузовых крылатых машин. Один раз авиакомпания сделала исключение и позволила зоологам перевезти животное прямо в салоне. Речь шла о 8-месячной обезьянке, от которой отказалась мама и которую выкормили люди. Она должна была улететь в реабилитационный центр в Англии, но совершенно не перенесла бы нескольких часов в клетке среди чемоданов и сумок. Сопровождающий сотрудник перевозил малышку в слинге, и, как любой ребенок в этом возрасте, она была одета в подгузник.

— Для приматов существуют особые условия перевозки, — рассказывает Татьяна Александровна. — Многие авиакомпании отказываются перевозить их, а также змей и насекомых. Видимо, боятся, что у обезьян хватит интеллекта, чтобы открыть замки, а гады расползутся. Кстати, не все авиакомпании уполномочены перевозить животных, но тех, которым это разрешено, предостаточно. Поэтому сотрудники, отвечающие за перевозку животных, без труда могут найти подходящий рейс.

Пополнение в Московском зоопарке

Смотрите фотогалерею по теме

Авиакомпании прописывают правила, которых необходимо придерживаться при транспортировке зверя. В основном это касается клетки: она должна быть прочной и из надежных материалов, но в то же время пропускать воздух. Многим животным необходимо во время путешествия иметь доступ к воде, тогда клетки оборудуют специальными поилками, куда можно подлить воду снаружи, не открывая замок. Иногда питомцы находятся в транспортном вольере по двое или даже по трое. Это касается жирафов, которых можно перевозить только в молодом возрасте, и слонов. Их плотно ставят в клетку по три особи, чтобы они не смогли раскачаться и перевернуться.

Есть звери, которые требуют особой температуры при полете. Например, африканские животные, для них стандартная для багажного отсека температура +15 низковата. Но и тут есть выход: многие авиакомпании предоставляют для таких нежных пассажиров теплый трюм. А моржам, наоборот, нужна более прохладная обстановка. При их перевозке сотрудники заранее просили уменьшить температуры отделения, и экипаж пошел навстречу.

Самый сложный этап всего путешествия — растаможивание, оно может занять от 5 до 10 часов! В это время животные, как правило, находятся в специальной комнате, где с ними общается зоолог. Или не общается, а просто доливает им воду и контролирует самочувствие. Чтобы проблем не возникло, главное — правильно подготовить все документы и прикрепить их на видное место клетки. А то не ровен час развернут обратно. Что и случилось пару лет назад с малыми пандами. Таможенники не нашли документы и отправили панд обратно в Мадрид. Дело было в пятницу вечером, московские зоологи каким-то чудом разыскали личные телефоны испанских коллег и сообщили, что их питомцы летят обратно. Испанцы, к счастью, вошли в положение и помчались в аэропорт, где встретили панд, подбодрили их, переклеили документы на видное место, и снова отправили в Москву. Хорошо еще, что панды — животные спокойные и к затяжным полетам отнеслись философски. А так человек, отвечающий за перевозку животных, должен быть всегда начеку.

— В июле мы ждали из Чехии двух фосс (хищное млекопитающее, отдаленно напоминающее мелкую пуму), — вспоминает Татьяна Котова. — В 6 часов утра, когда они должны были приземлиться, раздается звонок: таможенники не могут найти разрешительные документы на ввоз, и если я не назову им номер, то через 15 минут фоссы улетят назад. Хорошо, что все обошлось, животных пустили в Москву, и они осваиваются в зоопарке.

К счастью, сотрудники таможни тоже люди и в большинстве случаев относятся с пониманием. Интересно то, что животные не входят в отдельную категорию, которую бы следовало растаможивать в первую очередь. Но все же льготы есть — братья наши меньшие относятся к понятию «скоропортящийся груз», куда помимо них входят продукты питания, растения, некоторые лекарства и др.

Что касается трансфера из аэропорта и наоборот, то никаких привилегий у питомцев зоопарка нет — ни сопровождения ГИБДД, ни выделенной полосы. Поэтому приходится сотрудникам выбирать удобные рейсы, когда можно без пробок добраться до зоопарка. В основном это выходные дни. Как только животное привезли в зоопарк, сотрудники сразу отзваниваются бывшим «хозяевам» и отчитываются о состоянии питомца. То же происходит и когда наши звери уезжают на новое место жительства. Ведь зоологи привязываются к своим подопечным и волнуются за них, как за родных.

Новоселы Московского зоопарка-2013:

— В середине августа прилетело хищное млекопитающее фосса. Это очень симпатичный зверь весом около 50 кг, он прилетел на самолете из Тулузы с пересадкой во Франкфурте. Это очень редкое животное, которое еще ни разу не экспонировалось в Москве. В ближайшее время для новенького будут подыскивать самку с целью разведения.

— В августе из Франции прилетят две самки красноухих ар, а в сентябре к ним присоединятся самцы.

— На днях зоопарк получил яванского лангура, эта очаровательная обезьянка приехала из Германии.

— В конце августа из Риги зоологи должны получить кинкажу, хищное млекопитающее семейства енотовых. В павильоне «Ночной мир» ее уже ожидает самец.

— Из Германии недавно приехала очень редкая кошка — ягуарунди, правда, она живет в зоопитомнике под Волоколамском.

— Из пермского зоосада в сентябре передадут турухтана — птицу из семейства бекасовых.

— Из Австралии наши зоологи получат первую партию очень красивых змей — ромбических гремучников.

— Самый долгожданный новосел — самка азиатского льва. Сейчас в активной стадии переговоры, зоологи согласовывают ветеринарные документы. Прилетит львица из Роттердама.

Этот материал был подготовлен при активном содействии сотрудника пресс-службы Московского зоопарка Натальи Ивановны Истратовой — известного зоолога, опытнейшего специалиста, отдавшего зоологическому саду десятилетия своей жизни, постоянного автора и друга «МК». К сожалению, накануне выхода публикации мы узнали, что Наталья Ивановна уволена, несмотря на публичные обещания администрации сохранить штат научных сотрудников. Остается только удивляться, что новое руководство зоопарка так легко и необдуманно расстается с опытнейшими кадрами.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах