МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Архитекторы вступились за башни

По мнению экспертов, городской застройке не хватает высотных доминант

Корифеи, входящие в Архитектурный совет столицы, взбунтовались против повсеместного нивелирования городской застройки.

По их мнению, Москве не хватает высотных доминант — в первую очередь при въезде в город и на пересечении основных магистралей. «Однако, согласно утвердившейся идеологии, если ты торчишь
откуда-то, ты плохой архитектор», — сетуют мэтры. Поводом для «бунта» стал проект гостинично-офисного комплекса на стыке ТТК и Ленинградского проспекта, который в среду рассматривал Архсовет. Архитекторы считают, что в этом месте нужно ставить башню, но чиновники не разрешают.

Фото предоставлено Архсоветом

Площадка, о которой идет речь, имеет все основания, чтобы считаться знаковой. Во-первых, она расположена на основной вылетной магистрали города — Ленинградском проспекте. Как выразился президент Академии архитектуры Александр Кудрявцев, именно по этой трассе в Москву попадают «самые главные гости». Во-вторых, участок имеет стратегических соседей: Третье транспортное кольцо с одной стороны и помпезное здание отеля «Советский» — с другой. Решение о его застройке столичные власти приняли еще в 1992 году, однако проект угодил в сомнительные руки. Предприниматель Шалва Чигиринский был известен тем, что получал от мэрии разрешения на строительство, а потом продавал их третьим лицам, не имевшим прямого выхода на чиновников. На площадку возле отеля «Советский» покупатель нашелся только в 2008 году, когда активы бизнесмена уходили за долги. На тот момент речь шла о сооружении на пересечении Ленинградского проспекта и ТТК башни высотой 120 метров и общей площадью 65 тыс. кв. м, т.е. как раз такой, какая, по мнению членов Архсовета, должна появиться на этой магистрали.

— Вы только вспомните, сколько раз мы пытались поставить башню на Ленинградке, — взывал к памяти коллег архитектор Борис Левянт. — Одно из предложений, которое одобрило профессиональное сообщество, — район Белорусского вокзала, вместо нынешних зданий «Белой площади». Но Юрий Михайлович Лужков нам эту идею тогда зарубил.

Идею размещения высотки рядом с отелем «Советский» тоже, как выяснилось, зарубил мэр. Но уже другой. Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) по главе с Сергеем Собяниным приняла решение сократить площадь здания вдвое — до 34 тыс. кв. м, и до 48 метров — его высоту. В результате на свет появился проект гостинично-офисного комплекса, который 13 ноября рассматривал Архсовет. Невнятное коричнево-белое сооружение с большими окнами и угловатым, как сейчас модно, фасадом сразу расстроило собравшихся за столом экспертов. «Здание не обладает признаками, позволяющими отнести его к застройке, характерной для Ленинградского проспекта», — согласился с доводами коллег главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он признал, что на площадке явно напрашивается высотная доминанта, но как же быть с параметрами, утвержденными ГЗК? Архсовет, как известно, не имеет полномочий их изменять.

— Во всем виноват ландшафтно-визуальный анализ, — раздраженно заявил директор Моспроекта-2 Михаил Посохин. — Когда он появился, все перепугались. Стал доминировать принцип, что чем меньше видно новой архитектуры, тем лучше. Исходя из этой позиции город нивелировался, и имеющиеся исключения только подтверждают правило. Но Москва должна иметь доминанты, поэтому я бы сделал тут вертикаль.

В ходе дискуссии выяснилось, что Архсовет все-таки может не согласиться с утвержденными параметрами объекта и в порядке инициативы обратиться в ГЗК с просьбой пересмотреть высотную отметку. Сергей Кузнецов дал понять, что именно так и будет сделано, поэтому проектировщикам нужно «нарисовать вариант с башней». «Чтобы было с чем идти к мэру», — пояснил он.

Что касается заказчиков проекта, то им главный архитектор посоветовал перестать «играть» с функцией «помещения для временного проживания», которая указана в документации.

— Что такое «места для временного проживания», кроме гостиниц? Общежитие? Тюрьма? — набросился он на инвесторов, которые, естественно, посчитали, что под этим названием скрываются апартаменты, т.е. квартиры элитного или бизнес-класса без права прописки.

И вот тут выяснилось самое интересное: оказывается, городские власти считают, что «критическая масса по апартаментам уже достигнута» и впредь такие проекты согласовываться не будут. «Девелоперы начинают массово строить апартаменты, не обеспеченные соцкультбытом, вынуждая город выполнять обязательства, которые он на себя брать не собирался. Сергей Собянин дал поручение: ничего, кроме классических гостиниц, не согласовывать», — подчеркнул Кузнецов. А для тех, кто не понял, добавил: «Нельзя находиться в состоянии полубеременности».

МЕЖДУ ТЕМ

Архсовет также отправил на доработку проект гостиничного комплекса на площади Павелецкого вокзала, разработанный английскими архитекторами. Экспертам понравилась идея оформить вход в будущий отель как въезд в тоннель и использовать в интерьере рельсы и прочую железнодорожную атрибутику, однако внешний вид здания их не удовлетворил. По мнению мэтров, наилучшим решением для этого места тоже будет башня (правда, не такая высокая, как на Ленинградке), а в идеале нужно дождаться появления проекта планировки транспортно-пересадочного узла «Павелецкий», из которого будет понятно, что появится на месте нынешнего котлована.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах