МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Часть большого пути, или как трасса М-12 Москва – Казань преобразит жизнь сразу нескольких российских регионов

Новая высокоскоростная магистраль из Москвы в Казань ускорит передвижение между городами, что в том числе позволит привлекать инвестиции в регионы, через которые проходит. Рассказываем об эффекте от М-12 и о том, какие этапы строительства трассы предстоит выполнить.

Вантовый мост через Оку под Муромом

М-12 – высокоскоростная магистраль от Москвы до Казани, которая строится по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Более 800 км дороги позволят добираться из столицы в Казань за 6,5 часов – почти вдвое быстрее, чем сейчас. Запустить движение на всем протяжении трассы планируется уже в 2023 году.

Кроме столичного региона магистраль пройдет через Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан. «МК» разбирался, какой экономический эффект этим областям принесет М-12.

Что будет сделано

Второй и третий этапы строительства М-12 — это 144 километра от Владимира до Мурома. Работы по второму этапу — около 37 километров от Владимира на восток — идут с опережением. Сейчас здесь в круглосуточном режиме идет работа по устройству верхнего слоя покрытия дороги, нанесению разметки, монтажу барьеров, устройству обочин и шумозащитных экранов. До конца декабря этого года «Автодор» рассчитывает сдать его в эксплуатацию и запустить полноценное движение.

Здесь уже построены 15 искусственных сооружений: мосты через реки Ворша, Колокша, Клязьма; путепроводы через автомобильную дорогу М-7 «Волга», два путепровода через железные дороги. Мост через Клязьму протяженностью более 200 метров и развязки с М-7, Р-132 «Золотое кольцо» можно назвать самыми сложными искусственными сооружениями этого этапа. Развязка на М-7 выполнена как неполный клеверный лист, с путепроводом тоннельного типа, а с Р-132 — в виде двух разворотных колец, которые примыкают к «Золотому кольцу». Строительство моста через Суру

Запланированные сроки открытия третьего участка скоростной дороги до Мурома — сентябрь 2023 года. Здесь будут построены многочисленные транспортные развязки, экодуки и зверопроходы, что сделает трассу более безопасной и экологичной. Открытие участка будет способствовать развитию внутрирегиональных маршрутов и развитию муниципалитетов. Шанс привлечь внимание инвесторов получат южные районы Владимирской области: Судогодский, Гусь-Хрустальный и Муромский, которые на текущий момент являются не самыми развитыми в экономическом плане.

Главным выгодоприобретателем от четвертого и пятого этапов строительства М-12 (Муром — Арзамас — Сергач) эксперты называют Нижегородскую область. Скоростная трасса позволит региону создавать новые промышленные кластеры. А у туристов из Казани появится возможность добраться до Нижнего Новгорода всего за 3–4 часа.

Шестой этап строительства соединит Нижегородскую область с Чувашией. Правительство 52-го региона (Нижегородская область) сообщало, что благодаря развитию транспортной инфраструктуры уже есть подтверждение реализации ряда крупных инвестиционных проектов до 2024 года с объемом инвестиций более 20 млрд рублей. Рассчитывают на экономический рост в результате строительства трассы и власти Чувашии.

Последние два этапа, соединяющие Чувашию и Татарстан, — это 152 километра дороги. С развитием магистрали связывают, в первую очередь, снижение транспортной нагрузки на существующие региональные трассы и развитие внутреннего туризма.

М-12 задумывалась как наиболее значимая часть федерального проекта «Европа — Западный Китай». Но его реализация не ограничивается лишь скоростной трассой до Казани. Так, продолжается строительство обхода Тольятти, который включает в себя новый мост через Волгу, а также обводную дорогу и сеть подъездных путей к мосту. Сам этот объект непосредственно лежит за пределами магистрали М-12, он должен значительно улучшить транспортные возможности Поволжья, разгрузить местные региональные дороги, федеральную трассу М-5 «Урал», а также повысить доступность поездок и грузоперевозок в Казахстан через Оренбургскую область.

Уже после начала строительства М-12 было принято решение протянуть ее до Екатеринбурга. А в этом году Владимир Путин поручил проработать продление проекта еще дальше на восток — до Челябинска и Тюмени.

С заботой о культуре и экологии

Отличительной особенностью строительства трассы М-12 стал бережливый подход к культурному наследию и окружающей среде.

Во-первых, в проекте была изначально заложена минимальная вырубка на пути следования скоростной автодороги. Но даже те небольшие объемы пострадавших зеленых насаждений будут заменены компенсационными посадками деревьев.

Во-вторых, на протяжении всей магистрали будет создано 60 экопереходов для животных — чтобы представители фауны могли спокойно пересекать трассу во время своих традиционных миграций. В рамках компенсационных мер по минимизации ущерба экологии от строительства М-12 в реку Оку уже было выпущено 40 тысяч мальков стерляди.

Историческое наследие также не остается без внимания. Еще до начала работ в зоне строительства до осени 2020 года проводились археологические раскопки. На протяжении 500 километров от Владимира до Канаша в Чувашии ученые обнаружили 23 памятника археологии различных периодов — от каменного века до нового времени. На каждом из них будут проведены раскопки для сохранения памяти и культуры наших предков.

Часть таких работ уже выполнена. Например, прошлой осенью экспедиция Института археологии Российской академии наук (РАН), исследуя три средневековых селища во Владимирской области, обнаружила домонгольские села между Волгой и Окой. Их уникальность в том, что впервые ученым удалось целиком раскрыть усадьбы и увидеть, какими были русские села XII века. Совокупная площадь раскопок превысила 30 тысяч квадратных метров. Как рассказывал директор Института археологии РАН Николай Макаров, эти исследования впервые дали важные материалы, принципиальные для характеристики сельских поселений домонгольского времени в Волго-Окском регионе. «Мы увидели, как устроены усадьбы, и собрали обширный материал для изучения культуры Муромской земли как особой исторической области средневековой Руси, незаслуженно остающейся на периферии исследовательского внимания», — отметил ученый. Мост через Волгу

А в Нижегородской области во время подготовки строительства шестого этапа магистрали археологи обнаружили крупное поселение бронзового века с сохранившимися следами построек. Ученые раскопали 13 сооружений площадью от 95 до 200 квадратных метров — жилища, загоны для скота. Была собрана значительная коллекция артефактов: кремневые орудия, лепная керамика, изделия из бронзы. В их числе — 150 уникальных целых сосудов.

Читайте также: Как по нацпроекту модернизируют десятки аэропортов

Новые железнодорожные тоннели, пути и объезды

Какие важнейшие этапы модернизации БАМа и ТРАНССИБа уже пройдены, или Как перевезти товары за 8000 километров за неделю

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах