МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Шансы сменить Бориса Джонсона получил «вероломный ублюдок» Риши Сунак

Названы сильные и слабые стороны британского политика-миллионера

Британские консерваторы выбирают нового партийного лидера, которому предстоит заменить Бориса Джонсона на посту премьер-министра Соединенного Королевства. По итогам двух туров голосования среди депутатов-тори фаворитом гонки остается Риши Сунак, чья недавняя громкая отставка спровоцировала правительственный кризис и объявление об уходе Джонсона.

Фото: AP

Пока бывший канцлер Казначейства лидирует, но победа его не гарантирована. Однако в случае удачи Сунак может стать первым в истории Великобритании главой правительства, имеющим индийские корни.

У 42-летнего Риши Сунака репутация «супербогатого бывшего канцлера, который носит дорогие шлепанцы», отмечает The Guardian. При этом он позиционирует себя как «серьезный человек для серьезных времен».

В поддержку кандидатуры Сунака в первом туре высказалось больше всего (88) парламентариев-консерваторов. По итогам второго он увеличил свою поддержку еще на 13 голосов. Но две выигранные битвы не означают еще победы во всей войне за партийное лидерство, а значит, и за кресло премьер-министра Соединенного Королевства.

Свою платформу Сунак строит на необходимости больше сосредоточиться на фискальной осмотрительности, нежели на немедленном снижении налогов. И здесь он атакует конкурентов, которые, по его словам, предлагают «утешительные сказки», а не готовность иметь дело с жесткой экономической реальностью. Но трезвый взгляд на экономику может сыграть злую шутку против Сунака, которого противники именуют «канцлером с высокими налогами», тогда как более популистски настроенные участники гонки могут выиграть в поддержке.

Хуже того, Сунака лично обвиняют в том, что он направил страну на курс к рецессии. А по словам депутата-консерватора Джереми Ханта, отказ бывшего канцлера Казначейства сократить налоги чреват экономическим спадом.

Есть и еще одна ахиллесова пята у Риши Сунака. Он традиционно считался близким союзником Джонсона и поддерживал его на протяжении всего скандала Partygate (в котором и сам оказался замазан). Но именно он стал тем мятежником, чья отставка в начале июля оказалась подобна той соломинке, которая ломает хребет нагруженному верблюду. Уход Сунака со своего поста вызвал шквал отставок в правительстве Джонсона, после чего державшегося изо всех сил за свое кресло премьеру не оставалось ничего иного, как объявить о своем уходе. Так что теперь в глазах сторонников Джонсона (а таких немало) к Сунаку накрепко приклеен ярлык предателя и даже «вероломного ублюдка» (так о нем выразился один высокопоставленный правительственный чиновник). Что породило формулу: «Кто угодно, только не он».

И подобная роль не просто зачинщика внутриправительственного бунта против своего шефа, а «изменника» чревата для Сунака малоприятными последствиями. Ему придется вертеться как ужу на сковородке, чтобы выйти сухим из этого положения.

Это было видно даже по тому, как Риши Сунак всячески старался увильнуть от ответа в интервью, отвечая на вопрос, когда именно он понял, что Джонсон не является «хорошим премьер-министром», и решил нанести ему удар в спину. Политик уклончиво ответил, что уход из правительства и с поста канцлера стал для него «невероятно трудным решением». В конце концов он поведал, что решил покинуть кабинет тогда, «когда ушел в отставку».

Зато в глазах другой части консервативно настроенной публики Риши Сунак может и выиграть, например, благодаря тому, что он привержен защите прав женщин от «гендерно-нейтрального языка». «Риши верит в свободу людей выбирать, как им жить и кого любить, но права женщин также должны быть защищены», – утверждают его сторонники.

И все-таки у Сунака есть немало слабых мест. Например, против него может быть использован факт обладания в недавнем прошлом (в том числе в течение некоторого времени, когда он был канцлером Казначейства) грин-карты США.

«В то время, – пытается выкрутиться политик, – я жил, работал и учился в Америке, но после этого я вернулся в Соединенное Королевство и решил попробовать служить своей стране в качестве депутата, затем в правительстве, а теперь, надеюсь, если мне повезет, в качестве премьер-министра. Это потому, что я считаю, что я лучший человек, чтобы провести нас через трудности, с которыми мы сталкиваемся, сделать это честно и ответственно. Но также я знаю, что у меня есть энергия, опыт и видение, чтобы развивать нашу экономику, использовать возможности, которые я вижу впереди».

Не в пользу с точки зрения обычных британцев (а выбирать нового лидера предстоит именно рядовым консерваторам, после того как депутаты закончат отсев кандидатов до двух финалистов) и богатство Риши Сунака, которого вполне можно назвать «селфмейдменом». После Оксфорда и магистратуры делового администрирования в Стэнфордском университете Риши Сунак работал в Сити и основал глобальную инвестиционную компанию с оборотом в 1 млрд долларов, специализировавшуюся на поддержке малого бизнеса.

Его жена Акшата, дочь соучредителя занимающейся разработкой заказного программного обеспечения для электронной коммерции и телекоммуникационных предприятий компании Infosys миллиардера Нараяны Мурти, тоже женщина, мягко говоря, не бедная. И навлекла на своего мужа критику за то, что не платила в Британии все положенные налоги (но потом пообещала исправиться). Досталось супружеской чете и за то, что семейная компания Мурти продолжала работать в России после начала украинского конфликта, – однако в апреле было объявлено о закрытии российского офиса.

«Прилетело» – в том числе и из Киева – в этой связи и самому Риши Сунаку, неоднократно призывавшему британские компании уходить из России, чтобы «нанести максимальную экономическую боль» Кремлю. Канцлера британского Казначейства обвинили в том, что он получает «потенциальную выгоду» от российского режима.

Риши Сунак и Акшата Мурти занимают 222-е место среди самых богатых людей Великобритании с общим состоянием в 730 миллионов фунтов стерлингов по состоянию на 2022 год. Так что он вполне может себе позволить вышеупомянутые дизайнерские итальянские «дорогие шлепанцы» за 95 фунтов, в которых он был замечен на фотографии в октябре прошлого года.

Сам политик пытается уверить, что он не сноб и что большие деньги не мешают ему понимать бедственное положение семей, находящихся в затруднительном положении: «Я не сужу людей по их банковским счетам, я сужу их по их характеру, и я думаю, что люди могут судить обо мне по моим действиям за последние пару лет».

Здесь Сунаку есть чем похвастаться – так, в 2020 году на фоне пандемии COVID-19 он, будучи канцлером Казначейства, обеспечивал меры финансовой помощи владельцам закрытых заведений и добился переноса утверждения бюджета на более поздний срок. И надо сказать, что действия не слишком известного доселе широкой публике деятеля снискали ему немалую популярность. По словам одного из аналитиков, Риши Сунак обладал «более высоким рейтингом, чем у любого политика со времен расцвета Тони Блэра». Впрочем, вскоре народная любовь стала меркнуть, а рейтинги стали неуклонно падать.

И, возвращаясь к его словам о том, что он не судит о людях по их богатству, стоит припомнить (и Сунаку это часто припоминают!) его же слова из интервью 2001 года для документального фильма Би-би-си: «У меня есть друзья-аристократы, у меня есть друзья из высшего класса, у меня есть друзья из рабочего класса… ну, не из рабочего класса».

Кого-то может смутить и этническое происхождение потенциального главы правительства Великобритании. Хотя он и родился в Саутгемптоне, в семье фармацевта и врача общей практики в государственной системе здравоохранения, его имеющие индийские корни родители иммигрировали в Британию из Восточной Африки. Сам Сунак – индуист и даже принес присягу в Палате общин на Бхагавад-гите. Вдобавок он трезвенник – и трудно сказать, говорит ли это обстоятельство в его пользу.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах