МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Названы сценарии для Украины по итогам саммита НАТО

Фото: Global Look Press

В литовской столице 11-12июля пройдет саммит Североатлантического альянса, члены которого будут много говорить о солидарности с Украиной. Но надежды Киева на скорый прием в НАТО до сих пор выглядят малосбыточными. Что же блок может предложить своим украинским клиентам и на что рассчитывают Зеленский и компания – об этом активно рассуждают западные СМИ.

***

“Союзники никогда не были более сплоченными”, – заявивший это во время недавней встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом президент США Джо Байден так и излучал оптимизм. И надо признать, отчасти у хозяина Белого дома для этого основания есть.

Как отмечает издание The Conversation, конфликт на Украине, безусловно, придал Североатлантическому альянсу, чей авторитет был серьезно подорван катастрофическим бегством из Афганистана в 2021 году, новое ощущение цели и импульса и позволил вернуться «к тому, в чем он хорош: коллективной обороне Европы».

Так, на Мадридском саммите 2022 года была согласована новая стратегическая концепция, в которой приоритет отдавался сдерживанию и обороне, а также наращиванию сил на восточном фланге альянса. В апреле этого года присоединение Финляндии усилило присутствие НАТО в Арктическом и Балтийском регионах. Ожидается, что на Вильнюсском саммите, который начинается 11 июля, лидеры Североатлантического союза утвердят ряд региональных планов - самых подробных оборонных документов НАТО со времен окончания холодной войны.

Параллельно министерства обороны работают над новыми целевыми показателями потенциала, чтобы соответствовать согласованной в Мадриде “Новой модели вооруженных сил”. При этом прогресс в повышении боеготовности европейских армий оказался неоднозначным – и большинство союзников по НАТО по-прежнему не достигают целевого показателя расходов на оборону в 2% от ВВП.

Но из-за украинского кризиса западные союзники, за исключением США и Турции, увеличили расходы на оборону по отношению к ВВП своих стран с тех пор, как НАТО согласовало обязательства по инвестициям в оборону в 2014 году.

И тем не менее, в НАТО осознают, что не все так уже в альянсе гладко. Очевидно, что самый важный вопрос - это Украина. Роль НАТО заключалась не в том, чтобы вооружать Киев в его борьбе против России, пишет The Conversation. Это дело отдельных союзников, за координацией которых следят Международный координационный центр доноров и Контактная группа по обороне Украины. Ни один из них не является органом НАТО (это сделано намеренно, иначе их деятельность подчинялась бы громоздкому правилу консенсуса НАТО).

Вместо этого натовская поддержка заключалась в обучении и предоставлении “нелетальной помощи”, такой как пайки, топливо и медикаменты. В апреле министры иностранных дел НАТО одобрили “стратегическую многолетнюю программу помощи” для продления этого обязательства. Вильнюсский саммит закрепит это соглашение.

Однако самым большой мечтой Украины является членство в НАТО, что предполагает подключение Киева к положениям знаменитой статьи 5 Североатлантического договора о коллективной обороне и, по сути, распространит ядерные гарантии США на украинскую территорию. Еще в сентябре 2022 года президент Украины Владимир Зеленский обратился с просьбой об “ускоренном” вступлении в альянс, напоминает The Conversation – и тут же отмечает, что никто в НАТО не выступает за предоставление членства, пока Украина остается в состоянии вооруженного конфликта. Помимо этого, натовские союзники разделены.

С одной стороны, это такие страны, как Польша, страны Прибалтики, Великобритания и, предположительно, Франция, которые хотят, чтобы Вильнюс проложил “четкий путь” к членству после завершения конфликта.

Наибольшую активность развили лимитрофы, настаивая на скорейшем включении Украины в блок. Президент Литвы Гитанас Науседа в интервью агентству Reuters призвал лидеров НАТО быть смелее в решении вопроса о стремлении Украины к членству на виленском саммите, заявив, что это повысит эффективность Киева на поле боя, в то время как Москва воспримет любую осторожность как слабость.

"У нас есть некоторые страны, которые с осторожностью относятся к более жесткой формулировке точки зрения Украины. Но я уже вижу некоторый сдвиг в сознании их лидеров", - сказал Науседа, признав, что даже виленское руководство понимает, что в нынешних условиях Украина не в состоянии немедленно вступить в НАТО: «Мы это понимаем. Украинцы это понимают. Но нам нужно разработать процедуры, как действовать дальше».

Науседа сказал, что ожидает появления президента Украины Владимира Зеленского в столице Литвы, несмотря на его предупреждения о том, что он не видит "смысла" ехать, если Киеву не будет дан "сигнал".

Есть в натовских кругах и другая сторона – США при поддержке Германии, которые, похоже, предпочитают дипломатическую двусмысленность, чтобы сохранить открытыми все варианты (включая отсрочку), исходя из предположения, что военное противостояние Киева с Россией затянется на неопределенный срок.

***

В Киеве уверяют, что «более 20 государств-членов НАТО поддерживают вступление Украины в альянс». В течение последних нескольких месяцев Украина готовилась к виленскому саммиту НАТО. Основные усилия были сосредоточены на том, чтобы получить как можно больше поддержки.

Еще в прошлом году администрация Зеленского подготовила проект так называемого Киевского договора о безопасности, в котором украинские лидеры попытались создать пространство для маневра, описав гарантии безопасности как можно шире. При этом в Киеве осознали, что надежды на двусторонние гарантии безопасности от западных покровителей не оправдались – как оказалось, никто не спешит их предоставлять.

Поэтому сейчас на Украине «топят» за полноправное членство в НАТО. Но даже среди вышеупомянутых двух десятков натовских стран, которые, по версии Киева, готовы видеть Украину в качестве члена организации, нет единодушия. А ведь в альянсе с учетом недавно примкнувшей Финляндии насчитывается 31 член.

Исходя из этого натовские покровители видят несколько сценариев для Украины.

Первый сценарий заключается в политике по продолжению вооружения Украины. В Киеве признают, что без постоянной поддержки Запада они не смогут самостоятельно противостоять России, у которой во много раз больше ресурсов. Однако, рассуждая в духе «ему когда мед, так и ложка нужна», Киев жалуется, что нынешний уровень западной поддержки недостаточен даже минимально для полного выполнения задач ВСУ.

Согласно второму сценарию, Украина присоединяется к НАТО сразу после завершения конфликта. И большинство западных держав, которые ратуют за членство Киева в альянсе, похоже, рассматривают именно такой вариант. Но что можно считать этим самым завершением, мало кому ясно. Что делает натовские перспективы «Незалежной» весьма мутнымию

И третий сценарий – присоединение к НАТО во время конфликта. Но даже в Киеве осознают, что этот вариант мало кому в альянсе понравится – ибо он поставил бы вопрос о вступлении блока в вооруженное противостояние с Россией, к чему Запад не готов, учитывая возможные катастрофические последствия.

Учитывая все это, написание декларации виленского саммита явно превратилось в непростую задачу.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах