В конце октября агентство Reuters сообщило, что по итогам переговоров США с Индией та сократила импорт нефти из РФ на 50%. По уверению представителей нефтеперерабатывающих компаний, о полном отказе от закупок речь не идет. Известно, что 17 октября два индийских НПЗ впервые приобрели 4 млн баррелей гайанской сырой нефти у американской компании ExxonMobil. Согласно официальной позиции МИД Индии, главная цель страны — защитить интересы своих граждан и обеспечить стабильные поставки энергоресурсов.
«Трамп выдаёт желаемое за действительное, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Трудно уследить за бесконечными зигзагами в его риторике: то у него Индия частично отказалась от российской нефти, то вдруг выясняется, что закупки «практически» прекращены. На самом деле ничего такого не происходит. Согласно статистике, индийские НПЗ берут у нас сырье в прежних объемах — примерно 1,6–1,7 млн баррелей в сутки. Более того, поскольку в России из-за внеплановых ремонтов НПЗ сократилась нефтепереработка (в сентябре на 5% по сравнению с показателем августа), экспорт сырой нефти даже немного увеличился, в том числе – в Индию».
По словам собеседника «МК», в ситуации, когда под санкциями США оказались все ведущие производители в РФ, возрастает доля так называемых неизвестных получателей. То есть, усложняются торговые схемы, удлиняются цепочки посредников; российские вертикально интегрированные компании более тщательно запутывают следы, не указывая, кому конкретно они отправляют грузы. Но ясно, что конечными потребителями остаются всё те же Индия и Китай. Не исключено, что именно по этой причине Трампу докладывают о резком сокращении прямых закупок Индией российской нефти.
Как напоминает Юшков, сегодня РФ суммарно поставляет на мировой рынок (по данным Международного энергетического агентства) около 7 млн баррелей в сутки жидких углеводородов - нефти, нефтепродуктов, газового конденсата. И если какая-то значимая часть этого объема выпадет, восполнить её в краткосрочной перспективе не смогут даже все остальные участники сделки ОПЕК+. Самой же России придется сократить добычу, что почти наверняка обернется глобальным дефицитом и взлетом цен до трехзначных значений. Это абсолютно не нужно ни Нью-Дели, ни, кстати, Вашингтону. Ради чего Индии отказываться от дешевой российской нефти и переключаться на дорогую, создавая для себя разного рода угрозы?
«Заявления президента США требуют проверки реальными цифрами, - говорит ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. - По данным морской аналитической компании Kpler, в октябре 2025 года Индия увеличила закупки российской нефти до 1,48 млн баррелей в день — это больше, чем в сентябре. Наша страна сохранила статус крупнейшего поставщика в Индию, обойдя Ирак и Саудовскую Аравию. 31 октября головной индийский НПЗ Indian Oil Corporation возобновил закупки российского сырья на декабрь, приобретя пять партий общим объёмом 3,5 млн баррелей сорта ESPO у поставщиков, не попавших под санкции. Поэтому утверждать, что Индия «практически» прекратила закупки, по меньшей мере преждевременно».
Последние американские санкции, вступающие в силу 21 ноября, действительно заставили часть индийских НПЗ временно приостановить прямые закупки. Однако, по словам эксперта, рынок уже нашёл решение: российская нефть продолжит поступать в страну через несанкционных посредников и трейдеров. Эксперты Kpler прогнозируют снижение поставок в декабре, но с постепенным восстановлением к середине первого квартала 2026 года. Власти в Нью-Дели чётко дали понять: речь идёт о национальных интересах и энергетической безопасности страны с населением в полтора миллиарда человек.
«Что касается бюджета РФ, для него ситуация некритична, - рассуждает Расторгуев. - По данным Минфина, нефтегазовые доходы в октябре составили 888,6 млрд рублей — на 27% меньше, чем годом ранее. За десять месяцев 2025 года бюджет получил 7,5 трлн рублей от нефти и газа против 9,5 трлн за аналогичный период 2024-го. Однако падение связано не только с индийским направлением, но и с общим снижением цен на нефть — Минфин скорректировал прогноз средней цены российской нефти с $69,7 до $56 за баррель. Доля сырьевых доходов в общей структуре бюджета снизилась до исторического минимума — 27,1%, что говорит об успешной диверсификации экономики».
Стоит отметить: даже при сокращении закупок Индией у Москвы останутся другие рынки сбыта. Китай по-прежнему импортирует около 109 млн тонн российской нефти в год, что составляет примерно 20% его энергетического импорта. Турция, страны Юго-Восточной Азии и другие покупатели также остаются в игре, резюмирует Игорь Расторгуев. Российская нефть остается востребованной благодаря конкурентным ценам и растущим логистическим возможностям.