МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Считайте, что вы - груз «200»: дроноводы и штурмовики провели совместную тренировку

Подавить страх: инструктор объяснил новобранцам, как бороться с дронами противника

В учебном центре гвардейцев-разведчиков из Приморья в прифронтовой зоне операторы беспилотников интенсивно тренируются взаимодействовать со штурмовыми группами. За учебным процессом понаблюдал корреспондент «МК».

Фото: Игорь Швыткин

В ожидании своего «гида» замечаю вдалеке странную картину: военнослужащий   посреди полигона, сидит, обложившись изогнутыми  металлопластиковыми трубами. «Не то водопровод какой-то кустарный тянут, не то каркас под будущие парники ставят, – подумал я. - При случае спрошу у местных, чего это они там сооружают».

Каково же было мое удивление, когда замполит подразделения, кивнув мне, направился прямиком к эпицентру моего живого интереса. Уточняю у офицера, мол, а мы точно сегодня по беспилотной теме работаем, а не об аварии на местном водопроводе?

- По ним самым и отработаем? – бросает деловито он мне. - Сейчас покажем вам изобретения наших винтокрылых кулибиных — ахнете!..

Подходим. Действительно, трубы обычные, металлопластиковые, диаметром 16 миллиметров. Но здесь-то они, спрашивается, зачем? Военнослужащий с позывным «Алый» представляется: инструктор операторов FPV-дронов из состава гвардейских разведчиков из Приморья. Внутри  простой, но не очень понятной конструкции замечаю прикрепленный дрон. Обыкновенный, «FPV», только без боезаряда.

- Это наши учебные «птички»,  - наконец снимает все вопросы «Алый». - «Птичка в клетке» или просто «Рама». Как видите, дроны здесь как бы спрятаны в самодельный каркас из труб, который предотвращает их разрушение в условиях жесткой посадки. 

Дроны предназначены для обучения молодых операторов. При помощи такого нехитрого приспособления они могут совершенствовать свои пилотные навыки. И не по одному разу. Можно сколько угодно ронять дрон, но он останется целым. Мы  называем это устройство «рамой». Она удобна тем, что  благодаря своей простой защитной конструкции из гибких труб, делает, тот или иной коптер, эдакой тренировочной «птицей» многоразового использования.

В боевой обстановке, как правило, ограничиваются одноразовым применением, в один конец. Однако мы таким вот образом, действительно, стараемся беречь каждый экземпляр, загружая свои «рамы» по полной. Они имитируют атаку на бойца или на объект, при этом падая, остаются невредимыми.

Действительно кулибины. Дешево, просто и практично. Это весьма ценный элемент боевой учебы: при запуске «рамы» в процесс обучения могут включаться  два военнослужащих одновременно. Можно сразу тренировать и будущего штурмовика, и оператора FPV-дрона. 

Дроновод должен, соответственно, поразить цель в виде движущегося условного противника, в роли которого как раз и выступает штурмовик. Что касается задачи последнего, то ему, в свою очередь, необходимо, либо уклониться от «птицы», обманув вражеского FPV-оператора, либо открыть огонь по коптеру, подпустив его как можно ближе.

По словам «Алого», задача эта архисложная. Но он полагает, что ребята-пехотинцы просто обязаны пройти такую обкатку здесь, на полигоне, дабы не дрогнуть в бою.

«Им важно научиться подавить в себе страх, дронобоязнь, - утверждает военнослужащий, - главное, надо вовремя услышать шум приближающихся винтов. В такой обстановке нужно действовать собрано и четко. Поддался панике – неминуемая смерть, заклюют к чертовой матери!»

Инструктаж на полигоне краток: хочешь выжить в бою - слушай инструктора. Наставления простые: вступать в противоборство с дронами можно и нужно! В том случае, если военнослужащий заметил летящий дрон на открытом участке местности, ему ни в коем случае не стоит замирать на месте. Обездвиженная мишень – это всегда легкая добыча для вражеского оператора. Всегда и до последнего ему необходимо двигаться.

Помимо этого, нельзя ни на секунду упускать вражеский дрон из вида. Никогда не стоит поворачиваться к нему спиной. Нужно вести прицельный огонь из стрелкового оружия. Лучше, конечно, дробью. Если же не получается сбить «птицу» стрелковым огнем, то на расстоянии, не менее пяти метров, штурмовик  должен попытаться бросить в нее либо оружие, либо свою каску и тут же постараться отпрыгнуть в сторону. Упав, желательно сгруппироваться, чтобы максимально повысить свои шансы выжить после взрыва. Этот алгоритм  действий неоднократно проверен в боевой обстановке.

- Схема вполне рабочая, - подытоживает «Алый», стоя перед строем новобранцев. - Но, повторюсь: важно соблюдать одно условие - не впадать в ступор. Сегодня учимся на наших «рамах», которые в небе звучат так же, как и те, что стоят на вооружении у противника. Только «морковки» (снаряды от ручного гранатомета РПГ)  на них не подвешены. Сегодня, в ходе нашей тренировки, если вас коснулся каркас такой «рамы»,  то считайте вы — груз «двести» (убиты). По учебным местам - разойтись!

На полигоне совместная тренировка - штурмовики против операторов войск беспилотных систем. Охота ведется обоюдная.  У каждого задача своя, хоть и схожая: обнаружить и уничтожить. 

Штурмовикам психологически сложнее. Но и дроноводам, которым «сверху видно все», приходится нелегко: надо правильно рассчитать угол атаки, скорректировать скорость птицы. А тут еще погодные условия - туман, ветер и дождь - мешают  качественному обзору, а значит и точному прицеливанию с последующей атакой.

В итоге забег штурмовиков по пересеченной местности состоялся. Малыми группами по два-три человека им нужно было преодолеть дистанцию в двести метров и не попасть под удар дрона.

В реальной боевой обстановке может оказаться в разы больше. Почва разбухла от прошедшего недавно дождя. Земля на подошвах ботинок и сапог, подобно прилипшему пластилину. Очищать бесполезно. Новобранцам пришлось рассчитывать исключительно на свои физические возможности, а также на свою точную стрельбу с короткой дистанции. Далее следовал отскок в сторону.  

Словом, проделать на практике нужно было все то, чему учил «Алый». И у многих дальневосточников, недавно пополнивших ряды штурмовиков в зоне СВО, это получилось. 

Что касается операторов FPV, то они, находясь в более комфортных условиях, с джойстиком в руках, да еще и в блиндажах, действовали не спеша. Заходили на цель, наводили. Обсуждали, какого именно пехотинца из передвигавшейся группы, необходимо было, условно, ликвидировать первым.

В реальном бою и штурмовики, и операторы дронов тесно связаны. Дроноводы - глаза любой штурмовой группы. Они ведут, предупреждают об опасностях впереди, сообщают штурмовикам о составе противника, поддерживают их огнем. 

В последнее время именно дроноводы все чаще отправляют грузы с провизией и медикаментами воздушным путем на передовую. Единственный нюанс: крылатые снайперы держат кулаки, чтобы погода бы только не подвела. Ненастье попросту ослепляет дроноводов. 

Конкуренции между операторами дронов и штурмовиками нет. Каждую победу они воспринимают как общую.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах